Конспект открытого занятия по развитию исследовательской деятельности детей на тему: «ПОМОЖЕМ НЕЗНАЙКЕ» в средней группе
Программное содержание:
- Формировать у детей конкретные представления о магните и его свойстве притягивать предметы; выявить материалы, которые могут стать магнетическими; отделять магнетические предметы от немагнетических, используя магнит.
- Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей.
- Воспитывать у детей самостоятельность, способствовать развитию коммуникативных навыков.
- Обогащать словарь детей словами: магнит, намагниченный, притягивает, отталкивает.
Материалы:
Магниты, коробка с магнетическими (кнопки, гвозди, скрепки, шурупы, детали конструктора и др.) и немагнетическими (бумага, картон, резиновые игрушки, мозаика, деревянные предметы и др.) предметами.
Словарная работа:
магнетизм, магнетические и немагнетические предметы, притяжение.
Предварительная работа:
- чтение отрывков из книги Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей»;
- игры с магнитной доской и различными магнитными предметами (овощи, фрукты, цифры, буквы);
- игры с магнитами в уголке экспериментирования.
Ход занятия:
К детям в группу приходит Робот:
- Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? (ДА!)
-Скажите, что вы любите делать? (ответы детей)
- А я, как и вы, люблю играть, гулять и еще я люблю экспериментировать, делать разные опыты, испытывать различные предметы.
И вы знаете, ребята, мы с моим другом Незнайкой хотели построить новую машину для уборки снега, для которой нужны железные детали, но как всегда Незнайка все перепутал. И теперь в моей коробке лежат железные, деревянные, пластмассовые и другие детали вместе и никакой машины мне не построить. Что же мне теперь делать?
Воспитатель:
- Ребята, как же мы можем помочь Роботу разобрать детали? Как отличить железные детали от остальных? (ответы детей)
- Посмотрите, а у меня есть вот такие волшебные камушки, которые помогут вам (раздаю каждому ребенку магнит).
- А кто знает, как называются эти чудо – камушки? (магниты)
- Что может делать магнит? (притягивать предметы)
- А все ли предметы он может притягивать? (ответы – предположения детей)
- Из какого материала сделаны эти предметы? (из железного)
- Что осталось в коробке и почему?
Вывод: магнит притягивает железные предметы, поэтому, чтобы отделить железные предметы от остальных, надо использовать магнит.
Воспитатель:
-Ребята, а у меня для вас есть вот такие скрепки. Из чего они сделаны? (из металла).
- Если мы поднесем магнит к скрепке, то, что произойдет?(предположения детей)
- А теперь осторожно поднесем скрепку к другой скрепке. Что происходит? (скрепка притягивается к другой).
- Значит, скрепка стала магнитной. А магнитной она стала из – за чего? (из – за касания с магнитом. Дети намагничивают скрепки и составляют цепочку из намагниченных скрепок).
Вывод: Еще одно свойство магнита – намагничивать другие железные предметы).
Воспитатель:
- Ребята, Робот сказал же вам, что он любит экспериментировать. Вот он вам приготовил еще один опыт. Подойдите к столу. Посмотрите, Перед вами «озеро», в котором плавают кораблики ( «озеро» - емкость с водой, кораблики – пробки с воткнутыми кнопками).
- Кораблики двигаются? А сможем ли мы их подвигать? Как? (предположения детей, экспериментирование )
- Сумеем ли мы их собрать в одном углу? Как? (действия с магнитом)
- А теперь со своими магнитами походите по группе, поищите предметы, которые притягиваются магнитом (действия детей: обратить внимание на детские шкафчики – на дверках тоже есть магнит. Зачем он там нужен? (ответы - предположения детей)
- Ребята, итак, сегодня мы познакомились с волшебным камушком, который называется МАГНИТ.
- А вот вам задание домой: поищите дома предметы, которые притягиваются магнитом, а завтра расскажите о них мне и Роботу.
Робот:- Ребята, а я хочу вам подарить игру, которая называется « Из чего сделаны предметы», играйте и познавайте.