"Формирование элементарных математических представлений у детей с косоглазием и амблиопией. Взаимосвязь коррекционно-воспитательной работы на занятиях по математике с восстановительным лечением"

Автор:Жарикова Инна Алексеевна
Дата публикации:08.10.2011
Просмотров:9156
Во второй младшей группе занятия по математике проводятся 1 раз в неделю. На этих занятиях дети только начинают знакомиться с этой наукой: формируются представления о количестве и числе, о величине и форме предметов, о положении предметов в пространстве. Из-за зрительной недос-таточности у детей с косоглазием и амблиопией возникают определенные сложности при овладении счетом, выполнении действий наложения и при-ложения, в ориентировке на микро- и макроплоскости.
В первый год обучения математическим представлениям мы учим детей видеть реальные предметы в пространственном отношении. К концу года многие дети выкладывают цифровой ряд от 1 до 5. Конечно, не всем это уда-ется в силу своих умственных способностей и, конечно, из-за зрительной па-тологии.
На занятиях используем игру на ориентировку в пространстве «Угадай, где спрятано?». Детям и по схемам, и без них (словесно) очень трудно опре-делить, где лево, где право. Им проще определить: впереди, сзади. Такие игры позволяют формировать пространственное мышление и помогают увереннее передвигаться в нем.
Помимо дидактических игр используем различные упражнения, на-пример:
1. на выделение признаков предмета (цвет – его оттенки; величина: боль-шой – маленький; длинный – короткий и т. д.; различия по форме);
2. упражнения на выделение количественных характеристик (один – много; больше – меньше; столько же);
3. упражнения на развитие восприятия пространственного расположения предметов (расположение на линии – за, перед, между; расположение в пространстве – над, под, перед; расположение на плоскости – вверху, внизу, в центре).
Все занятия по математике, в основном, построены на игре. В упражне-ниях типа «На что это похоже?» развивается мышление, воображение. Пред-лагаемые рисунки дети связывают с окружающей действительностью, «включают» свое воображение и выбирают, и называют тот предмет, который больше похож на схематичный рисунок. У детей даже присутствует чувство соревнования: кто больше назовет, это их подстегивает быть более ак-тивными.
На занятиях также использовали элементы рисования простых геомет-рических фигур (квадрат, треугольник, круг), рисовали по трафаретам пря-мые и ломаные линии, что очень хорошо тренирует мелкую моторику руки у детей с патологией зрения. Такие упражнения, как раскрашивание и штри-ховка по трафаретам нашим детям давались сначала трудно: одни не видели контуров, для других границы фигур и предметов казались размытыми.
Но, постепенно, привыкая к этим упражнениям и, проходя у офтальмо-лога аппаратное лечение, дети стали более свободно и увереннее владеть ка-рандашом и фломастером, да и работы стали более качественными.
Нашим детям также нравится выполнять различные задания со счетными палочками, которые мы используем не только для счетной деятельности, но и для составления различных геометрических фигур и простейших графиче-ских изображений: «Домик. Квадрат. Забор. Прямоугольник. Ёлочка» и т.д.
На занятиях по математике используем приемы моделирования при ре-шении простейших математических задач, например: «Представьте, что круги – это утки, они плавают в пруду (лист бумаги), а треугольники – это куры, они щиплют траву на лужайке вокруг пруда. Возьмите 2 утки и поместите их в пруд, а 3 курицы – на берегу».
Дети с удовольствием вовлекаются в этот процесс, но не все дети сооб-ражают мгновенно. Медлительные дети (Валера, Алёна, Настя) показывают положительные сдвиги через больший промежуток времени, чем остальные. Причем, сдвиги эти больше заметны в предметной, а не речевой деятельно-сти: ребенок правильно действует, но затрудняется объяснить, почему он так сделал.
На занятиях по математике используются игры, направленные на сен-сорное развитие: «Определи на ощупь», где используется «Геометрическое лото» с выпуклыми контурами у геометрических фигур или натуральные геометрические тела: шар, куб; также игра «Посчитай удары молоточка».
Дети определяют цвет, размер, форму предметов и геометрических фи-гур и тел путем зрительного, осязательного и двигательного обследования (что быстрее и легче катится: шар или куб), путем сравнения и сопоставления. Они учатся обобщать предметы по свойствам, сравнивают группы по количеству, учатся называть пару предметов (пара глаз, перчаток, носков и т.д.).
Счет и цифры дети в нашей группе осваивают по-разному. Некоторые считают до 5 и знают цифры (Олеся, Настя, Женя). Некоторые умеют считать, но путают цифры (Алена, Валера, Паша). Всё зависит от индивидуальных (физических и психических) возможностей ребенка, а также от форм зрительной патологии.
Поэтому, и занятия мы ведём по подгруппам, по 3-4 человека. А про-должительность занятий варьируется от 8 до 15 минут, для каждой подгруп-пы - свое время. На данном этапе это более целесообразно. Дети так более внимательны, сосредоточены, лучше усваивают новый материал.
В процессе всех занятий вместе с врачом-офтальмологом решаем кор-рекционные задачи на преодоление тех отклонений, которые есть у наших детей. Выполняем рекомендации тифлопедагога, используя дифференциро-ванный подход по остроте зрения, по возрасту и по способностям ребенка.

Смотрите другие статьи

Автор: Каширина Ирина МДОУ детский сад №39 г.Тверь Путешествие в деревню к бабушке(беседа о домашних животных)
Автор: DeMedikus ДЦП: диагностика, терапия, оперативное лечение в клинике Мюнхена
Автор: Александра Шмулевская Профилактика плоскостопия
Автор: Александра Как правильно стирать детские вещи
Автор: Гейнц Ольга Алексеевна Садовые и полевые цветы
Автор: З.М. Габдуллина. Развитие навыков работы с компьютером у детей 4-7 лет.Волгоград, 2010. Компьютер:за и против
Автор: неизвестен Зрительная гимнастика после занятия с использованием компьютера
Автор: Дмитрий О пользе сказки на ночь
Автор: С. Лупан. Поверь в свое дитя. Обучение ребенка умножению
Автор: Шарова Елена Васильевна ДС № 164 Конспект КВНа по развитию элементарных математических представлений в подготовительной группе