Утренняя гимнастика в детском саду
К 4 годам продолжается интенсивное развитие функции головного мозга, совершенствуется память, развивается воображение. Ребенок уже может создать образ предметов на основе словесного описания, воспроизвести его в игре, рисунке, движении. Это позволяет предъявить больше требований к организации утренней гимнастики.
Комплекс состоит из 5-6 упражнений, повторяющихся 5-6 раз. Для выполнения упражнений дети строятся в круг (далее можно строить врассыпную). Все больше используется ходьба друг за другом, ходьба парами, держась за руки, ходьба по кругу, держась за руки.
Продолжительность бега до 10 сек и может проводиться с различными заданиями: со сменой направления (за первым и последним), врассыпную, на носках.
В комплекс упражнений для детей 3-4 лет в основном включают имитационные упражнения и упражнения с пособиями (погремушки, флажки, мячи, кубики).
Исходные положения для ног при выполнении упражнений: ступни параллельно, ноги на ширине плеч, слегка расставлены.
Исходные положения для рук: руки внизу, согнуты в локтях у груди, за спиной. В этом возрасте применяются упражнения из исходного положения сидя на стульях, на полу, лежа на спине.
ОРУ даются в такой последовательности:
Если 5
- для мышц плечевого пояса и рук
- для туловища И.п.стоя
- для ног (кроме прыжков)
- упражнения для плечевого пояса или туловища (И.п. сидя)
- упражнения для туловища (И.п. лежа на спине)
- для ног (прыжки или подскоки)
В том случае, если в комплекс включены приседания или полуприседания, после них проводятся упражнения для мышц плечевого пояса. После прыжков дается быстрый бег (10 сек). Заканчивается утренняя гимнастика ходьбой с дыхательными упражнениями на релаксацию, игрой малой подвижности.
Физическую нагрузку в ходьбе, беге, упражнениях можно регулировать, наблюдая за внешними признаками утомления детей (одышка, бледность лица или его покраснение, нарушения координации).
Основные методы проведения утренней гимнастики в младшей группе – показ воспитателя с объяснением упражнений и одновременным выполнением детьми, распоряжения при строевых упражнениях по возрасту, зрительные ориентиры.
ПРИМЕРНЫЕ КОМПЛЕКСЫ УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ
Сюжетный комплекс «Курочки»
I. Ходьба и бег друг за другом (2р по 10сек), ходьба на носках. Построение в круг.
II. ОРУ
- «Курочки машут крыльями». И.п. ноги слегка расставлены, руки внизу. Поднять руки в стороны, помахать ими, сказать «ко-ко», опустить. Д-6 раз.
- «Курочки пьют воду». И.п. ноги на ширине плеч, руки внизу. Наклониться вперед, руки отвести назад, выпрямиться. Д-6 раз.
- «Курочки клюют зерна» И.п. ноги слегка расставлены, руки внизу. Присесть, постучать пальцами по коленям, встать. Д-6 раз.
- «Курочки ищут червячка». И.п. сидя, ноги врозь, руки на поясе. Наклониться вперед, руки вытянуть вперед, ищем червячка, выпрямиться. Д-6 раз.
- «Сильные крылья». И.п. ноги слегка расставить, руки вниз. Руки в стороны, взмах всей рукой и кистью – большие крылья, опустить. Д-6 раз.
- «Курочкам весело» И.п. ноги слегка расставлены, руки на поясе. Прыжки на месте на 2-х ногах в чередовании с ходьбой. Д- 2 раза по 6 раз.
III. Перестроение из круга. Бег быстрый. Игровое упражнение «Найдем цыпленка» (Воспитатель заранее прячет игрушку и предлагает детям найти ее),
Художественное слово
Сюжетный комплекс «Музыкальные игрушки»
I. Ходьба и бег в колонне по одному за воспитателем – он паровозик. 12 раз. Построение в круг.
II. ОРУ
- «Погремушки». И.п. ноги слегка расставлены, руки внизу. Руки сжать в кулаки, поднять их вверх, потрясти ими, опустить за спину. Д-6 раз.
- «Барабан». И.п. ноги на ширине плеч, руки внизу за спиной. Наклониться, постучать указательными пальцами по коленям, сказать «бум-бум», выпрямиться. Д-6 раз.
- «Дудочка». И.п. ноги слегка расставлены, руки внизу. Подняться на носки, поднести руки ко рту, сказать «ду-ду-ду», встать на полную ступню, опустить руки. Д-6 раз.
- «Гармошка». И.п. стоя на коленях, руки на поясе. развести руки в стороны, «играем на гармошке, тра – ля-ля», поставить руки на пояс. Д-6 раз.
- «Пианино». И.п. сидя, ноги врозь, руки внизу. Наклониться, руки вытянуть вперед, «поиграем пальчиками на пианино», выпрямиться, руки опустить вниз. Д-6раз.
- «Всем весело». И.п. ноги слегка расставить, руки вниз. 2-3 пружинки и 6-8 подпрыгиваний, чередуя с ходьбой на месте.
III. Перестроение из круга. Быстрый бег за воспитателем.
Дыхательное упражнение «Надуем шар»
Художественное слово
Задание: Самостоятельно составить сюжетные комплексы «Зима», «Зайчики», «Цветы», «Лето», «Бабочки», «Гуси», «Самолет».
Сюжетный комплекс ОРУ «Самолет»
I. Вводная. Ходьба, ходьба приставным шагом, ходьба, бег, перестроение в круг темп, дозировка ??. Ходьба на носках (руки - ?), ходьба на пятках (руки - ?)
II. ОРУ
- «Самолет». И.п. ноги слегка расставлены, руки вниз. Руки в стороны – «крылья самолета», вернуть в И.п.- «улетел самолет». Д-6 раз.
- «Самолет выбирает место посадки». И.п. ноги врозь, руки в стороны. наклон вперед, поворот головы в одну, другую сторону, И.п. – Д-6 раз.
- «Посадки». И.п. ноги слегка расставить, руки за спину. Руки в стороны, присесть – «опустился на землю», вернуться в И.п. Позже говорить «сели» – Д-6 раз.
- «Летчики отдыхают». И.п. лежа на спине. Повернуться на бок, живот, другой бок, и опять на спину. дыхание произвольное. Д-6 раз (по 3 раза в каждую сторону).
- «Летчикам весело». И.п. ноги слегка расставлены, руки на поясе. Слегка сгибать и выпрямлять ноги («пружинки»), затем перейти на подпрыгивания. Д-2-3 раза по 6-8 подпрыгиваний, чередуя с ходьбой.
III. Заключительная часть. Бег быстрый ( время ? с переходом на медленный, ходьбу). Дыхательное упражнение «Поиграем на дудочке».
Художественное слово
Задание:
Просмотреть комплекс и заменить вопросы правильными ответами.
Комплекс утренней гимнастики
для II младшей группы с флажками
I. Ходьба в колонне по одному, бег высоко поднимая колени (как лошадки). Ходьба и бег чередуются. Д-2 раза
II. ОРУ с флажками.
- «Выше флажок». И.п. ноги слегка расставить, флажки внизу. Флажки через сторону вверх, помахать, опустить, сказать «вниз». – Д-6 раз.
- «Помаши внизу». И.п. ноги врозь, руки с флажками в стороны. наклон вперед, помахать из стороны в сторону, вернуться в И.п. дыхание произвольное. Д-6 раз
- «Выше ногу и флажок». И.п. ноги слегка расставить, флажки опущены. Поднять флажок и согнутую ногу, вернуться в И. п. Чередование движения ног и рук. Дыхание произвольное. Д-6 раз.
- «Через стороны» И.п. стоя на коленях, флажки опущены вниз. Через сторону поднять, помахать опустить. Д-6 раз.
- «Покажи флажок». И.п. сидя, ноги врозь, флажки вниз. Флажки вперед, наклон, сказать «вот», опустить флажки. Д-6 раз.
- «Подпрыгивание». И.п. ноги слегка расставить, флажки вниз. 6-8 подпрыгиваний и встряхивание флажками. Д-2 раза. Дыхание произвольное.
III. Игровое упражнение «Воробышки и кот». Воробышки находятся в домике за чертой, а кот в центре зала сидит на стульчике. Воробышки разлетаются по всему залу, а на сигнал воспитателя «Кот!» воробышки убегают, стараясь быстро попасть в свой домик. Ходьба в колонне по одному за хитрым котом.
Художественное слово
Задания:
- Составить комплекс утренней гимнастики с платочками, погремушками, без предметов.
- Записать заключительную часть утренней гимнастики в 2 вариантах.
Игровой комплекс утренней гимнастики для II младшей группы
I. Игра средней подвижности «По ровненькой дорожке». Дети становятся по кругу и выполняют движения в соответствии с текстом, который произносит воспитатель:
По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке
Шагают наши ножки.
Раз-два, раз-два
По камешкам, по камешкам
В яму – бух.
Дети выполняют ходьбу, а на слова «по камешкам, по камешкам», прыгают на двух ногах, продвигаясь вперед, а на слова «в яму – бух» присаживаются на корточки. «Вылезли из ямы» говорит воспитатель, и дети поднимаются Д- 2-3 раза.
II. Игровое упражнение «Пчелки». Бег врассыпную, подняв руки в стороны и покачивая ими, произносить «жу-жу-жу». Д-2 раза.
III. Малоподвижная игра «Пузырь»