«Развитие исследовательских способностей и познавательной активности детей дошкольного возраста»

Автор:Клоченко Галина Павловна
Дата публикации:16.02.2020
Просмотров:2501

Тема «Развитие исследовательских способностей и познавательной активности детей дошкольного возраста»


 


Цель мастер - класса: заинтересовать педагогов проблемой ознакомления детей с окружающим миром с помощь  опытно – экспериментальной деятельности  и продемонстрировать некоторые виды экспериментирования с бумагой, мукой, водой, медом.


Задачи:


 - привлечь внимание и заинтересовать педагогов  опытно-экспериментальной деятельностью  для  детей дошкольного возраста.


-расширить  знания педагогов по вопросам экспериментирования с реальными и абстрактными объектами.


-  развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться  приобретенным опытом с другими людьми.


-  создать условия для включения педагогов в активную деятельность при проведении мастер – класса.


 


Практическая значимость:


данный мастер класс может быть интересен педагогам, которые используют в своей практике  опытно-экспериментальную деятельность,  возможно,  они найдут для себя что-то новое, а те, кто не использует  экспериментирование, поймут насколько это интересное и увлекательное занятие.


Ожидаемый результат: повысится уровень педагогического опыта по экспериментированию.                                              


Оборудование: мультимедийный – проектор, презентация, столы, стулья.


Материал для педагогов:  емкости, пищевая пленка, бумажные кувшинки,  чашка с водой, образцы продуктов среди которых мука, стаканчики, образцы меда, йодный раствор.


План проведения.



  1. Теоретическая часть.

  2. Практическая часть «Удивительная прогулка Маши».


 


I часть. Теоретическая.


       Здравствуйте,  уважаемые  коллеги.  Представлю вам мастер- класс «Развитие исследовательских способностей и познавательной активности  у детей дошкольного возраста »(Слайд)


     Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира. Они могут успешно познавать не только внешние, наглядные свойства окружающих предметов и явлений, но и их внутренние связи и отношения. Путём исследовательских действий и экспериментирования, я помогаю своим воспитанникам находить разные способы решения одной задачи, формирую основания для критического мышления по отношению к знаниям, навыкам и практическим действиям.


   Давайте мы  вместе уточним, что лежит в  основе исследовательской деятельности?(СЛАЙД)


Исследовательская деятельность - это стремление, желание, изучать, открывать, исследовать – значит делать шаг в неизведанное.


  Исследовательская деятельность развивает у детей многие качества и процессы:


- ПРЕДСТАВЛЕНИЯ  ОБ  ОКРУЖАЮЩЕМ  МИРЕ


- МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ  ПРОЦЕССЫ


-ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ  АКТИВНОСТЬ


-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ  СПОСОБНОСТИ


У ДЕТЕЙ ФОРМИРУЮТСЯ:


- УМЕНИЕ  НАБЛЮДАТЬ


- УМЕНИЕ  ПРОВОДИТЬ  ОПЫТЫ


-УМЕНИЕ  НАХОДИТЬ  НУЖНУЮ  ИНФОРМАЦИЮ


-НАВЫКИ  ПАРТНЕРСКОГО  ОБЩЕНИЯ


 


Уважаемые коллеги, я предлагаю начать наш мастер - класс с игры


«ДА-НЕТ».


Крикните громко и хором, друзья,


Деток вы любите? Нет или да?


Пришли вы с занятия, сил совсем нет,


Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет.)


Я вас понимаю. Как быть господа?


Проблемы детей решать нужно нам? (Да.)


Дайте мне тогда ответ: Помочь откажетесь мне? (Нет.)


Опытно-экспериментальная и исследовательская деятельность очень нравиться детям, и я предлагаю вашему вниманию практическую деятельность, где мы с вами проведем эксперименты с разными материалами.


(Слайд) Итак,  я расскажу вам сказку, которая называется «Удивительная прогулка Маши…..»


Однажды девочка Маша решила навестить своего друга  Медведя .(Слайд)


Но прежде чем отправится в гости, решила, напечь ему вкусных пирогов.(Слайд) Маша взяла чашку и отправилась за мукой . Маша так торопилась что перепутала муку с другими продуктами. Стала замешивать тесто, а сама не знает где мука. Расстроилась Маша, что же  теперь делать? Коллеги, давайте поможем  Маше.


Опыт № 1


Возьмите поднос с красным кружочком, на нем образцы разных продуктов.


Посмотрите внимательно и скажите, как вы думаете, в какой баночке мука? Возьмите стикер и приклейте его на эту баночку, а теперь давайте проверим, правильно вы определили или нет.


Из каждой баночки возьмите по ложке продукта, положите в стакан с водой, перемешайте и посмотрите. Что произошло? Какая в стакане вода? (прозрачная) образец №1 и №4, растворились в воде в остальных стаканах выпал осадок или вода стала мутной.


Вывод: все, что растворилось, точно не мука, мука в воде не растворяется. Уберите  образцы №1, № 4. У нас остались образцы № 2, №3 и №5.


Теперь мы будем исследовать только эти образцы.


Я открою вам один секрет: если в муку капнуть йод, то мука посинеет. Возьмите ложечку, наберите йодный раствор и капните в оставшиеся образцы.


Вывод: образец под № 3 не изменил цвет, значит это не мука. Убираем его. Итак, остались образцы № 2 и № 5. Они оба посинели от йода, как вы думаете, где же мука? Определите на ощупь.


Мука под № 2.


Вы теперь сами сможете найти муку? Чтобы найти муку, что нужно знать? (Она не растворяется в воде и меняет цвет если капнуть в неё йод).


 


(СЛАЙД) Пока мы искали муку Маша передумала, печь пирожки и отправилась в гости к своему другу - Медведю. Дорога ей предстояла дальняя и очень интересная. (СЛАЙД) По пути она увидела красивое озеро, на поверхности которого плавало много загадочных цветов, это были кувшинки. Солнышко уже начало всходить, и Маша  увидела, как распускаются эти прекрасные цветы.


Опыт № 2


Возьмите разнос с зеленым кружочком. У вас шаблон цветка. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки  на воду, налитую в тарелку. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться.


Вывод: Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.


 


(СЛАЙД) Маша торопилась, но вдруг увидела, гусеницу.


(СЛАЙД) Она поймала её и посадила в банку, и чтобы она не вылезла, накрыла плёнкой. Но тут подул сильный ветер, на небе появились тёмные тучи, и пошел дождь. Дождь быстро кончился, и девочка увидела, что гусеница в банке увеличилась в размере. (как вы думаете, почему так показалось Маше?)


Опыт № 3


Если вам понадобилось  разглядеть какое-либо маленькое существо, например, гусеницу, сделать это очень просто.


Возьмите  разнос  с  синим кружочком.


Посадите насекомое в банку. Сверху затяните горлышко пищевой пленкой, но не натягивайте ее, а, наоборот, продавите ее так, чтобы образовалась небольшая емкость. Теперь завяжите пленку резинкой, а в углубление налейте воды. У вас получится чудесная лупа, сквозь которую прекрасно можно рассмотреть мельчайшие детали.


Итак, мы делаем вывод: если смотреть  через воду сквозь пищевую пленку, то получим эффект увеличительного стекла.


 


(СЛАЙД) Шла, шла Маша и увидела перед собой  огромный луг, который был усыпан разноцветными цветами, к цветам подлетали маленькие насекомые и громко жужжали, это были пчелы. Они собирали нектар и носили его в свои домики. Маша решила: «Дай-ка, я наберу Мишке меду».


Опыт № 4


Если вы решили приобрести себе мед, то можно проверить качественный он или нет. Возьмите разнос с розовым  кружочком.


В меде могут быть разные примеси (вода, мел, крахмал или мука) как это проверить?


I способ


Возьмите кусочек газеты капните на нее небольшое количество меда из каждой баночки и внимательно наблюдайте, что произойдет.


Вывод: Если мед начнет растекаться или просачиваться сквозь газету, значит, продукт ненатуральный или разбавленный водой.


II способ


Возьмете в ложку небольшое количество меда, затем капните несколько капель йода на образец,  посмотрите что произошло.


Вывод: Если мед приобретет синий оттенок, то это означает, что в меде есть мука или крахмал.


III способ


Возьмите еще раз в ложку немного меда и добавьте туда уксус. Теперь посмотрите, что происходит далее.


Вывод: Если мед начал пузыриться или образовалась пена, то это значит, что в составе есть мел.


Таким образом, можно определить качество меда.


 


Маше  так понравилось гулять и познавать этот огромный и интересный окружающий мир. (СЛАЙД) Но очень скоро наступил вечер,  она устала и решила, вернутся домой. (СЛАЙД) А мед я отнесу Мишке завтра, подумала Маша.


А закончить свой мастер-класс я хочу китайской мудростью:


То, что я услышал, я забыл.


                                                То, что я увидел, я помню.


                                                То, что я сделал, я знаю.


И в знак благодарности за совместную с вами работу я хочу подарить вам вот эти удивительные яблоки. Посмотрите, уважаемые коллеги, что на них написано?


Это невидимые чернила, чтобы их увидеть возьмите йодный раствор,  намочите им тампон и проведите по полоске.


Прочитайте. (Спасибо.)


 


Большое спасибо всем за работу!


Экспериментируйте, исследуйте, творите!


Желаю всем успехов!

Смотрите другие статьи

Автор: неизвестен Зрительная гимнастика после занятия с использованием компьютера
Автор: Шурубова Альбина Константиновна Нравственно -экологический проект как эффективная здоровье-сберегающая и развивающая технология в ДОУ.
Автор: С. Лупан. Поверь в свое дитя. Обучение ребенка сложению
Автор: Жарикова Инна Алексеевна «ПРОБУЖДЕНИЕ ПОСЛЕ СНА»
Автор: Требования к организации компьютерного обучения дошкольников.
Автор: Шума Вера Николаевна ДС № 164 Организация двигательной деятельности детей старшего дошкольного возраста на прогулке
Автор: Дубова Татьяна Евгеньевна методист ясли - сада "Ак ниет" ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЖИВОТНЫХ У ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ДЕТСКОГО ФОЛЬКЛОРА
Автор: Шмулевский Е.М. Рекомендации по использованию компьютерных игр.
Автор: неизвестен МЕТОДИКА НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРЕАТИВНОСТИ
Автор: Лапина Н.Г. Ямалетдинова Л. Ф. Проект "О тебе и твоем народе"