«Развитие исследовательских способностей и познавательной активности детей дошкольного возраста»
Тема «Развитие исследовательских способностей и познавательной активности детей дошкольного возраста»
Цель мастер - класса: заинтересовать педагогов проблемой ознакомления детей с окружающим миром с помощь опытно – экспериментальной деятельности и продемонстрировать некоторые виды экспериментирования с бумагой, мукой, водой, медом.
Задачи:
- привлечь внимание и заинтересовать педагогов опытно-экспериментальной деятельностью для детей дошкольного возраста.
-расширить знания педагогов по вопросам экспериментирования с реальными и абстрактными объектами.
- развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми.
- создать условия для включения педагогов в активную деятельность при проведении мастер – класса.
Практическая значимость:
данный мастер класс может быть интересен педагогам, которые используют в своей практике опытно-экспериментальную деятельность, возможно, они найдут для себя что-то новое, а те, кто не использует экспериментирование, поймут насколько это интересное и увлекательное занятие.
Ожидаемый результат: повысится уровень педагогического опыта по экспериментированию.
Оборудование: мультимедийный – проектор, презентация, столы, стулья.
Материал для педагогов: емкости, пищевая пленка, бумажные кувшинки, чашка с водой, образцы продуктов среди которых мука, стаканчики, образцы меда, йодный раствор.
План проведения.
- Теоретическая часть.
- Практическая часть «Удивительная прогулка Маши».
I часть. Теоретическая.
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Представлю вам мастер- класс «Развитие исследовательских способностей и познавательной активности у детей дошкольного возраста »(Слайд)
Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира. Они могут успешно познавать не только внешние, наглядные свойства окружающих предметов и явлений, но и их внутренние связи и отношения. Путём исследовательских действий и экспериментирования, я помогаю своим воспитанникам находить разные способы решения одной задачи, формирую основания для критического мышления по отношению к знаниям, навыкам и практическим действиям.
Давайте мы вместе уточним, что лежит в основе исследовательской деятельности?(СЛАЙД)
Исследовательская деятельность - это стремление, желание, изучать, открывать, исследовать – значит делать шаг в неизведанное.
Исследовательская деятельность развивает у детей многие качества и процессы:
- ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ
- МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ
-ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ АКТИВНОСТЬ
-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ СПОСОБНОСТИ
У ДЕТЕЙ ФОРМИРУЮТСЯ:
- УМЕНИЕ НАБЛЮДАТЬ
- УМЕНИЕ ПРОВОДИТЬ ОПЫТЫ
-УМЕНИЕ НАХОДИТЬ НУЖНУЮ ИНФОРМАЦИЮ
-НАВЫКИ ПАРТНЕРСКОГО ОБЩЕНИЯ
Уважаемые коллеги, я предлагаю начать наш мастер - класс с игры
«ДА-НЕТ».
Крикните громко и хором, друзья,
Деток вы любите? Нет или да?
Пришли вы с занятия, сил совсем нет,
Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет.)
Я вас понимаю. Как быть господа?
Проблемы детей решать нужно нам? (Да.)
Дайте мне тогда ответ: Помочь откажетесь мне? (Нет.)
Опытно-экспериментальная и исследовательская деятельность очень нравиться детям, и я предлагаю вашему вниманию практическую деятельность, где мы с вами проведем эксперименты с разными материалами.
(Слайд) Итак, я расскажу вам сказку, которая называется «Удивительная прогулка Маши…..»
Однажды девочка Маша решила навестить своего друга Медведя .(Слайд)
Но прежде чем отправится в гости, решила, напечь ему вкусных пирогов.(Слайд) Маша взяла чашку и отправилась за мукой . Маша так торопилась что перепутала муку с другими продуктами. Стала замешивать тесто, а сама не знает где мука. Расстроилась Маша, что же теперь делать? Коллеги, давайте поможем Маше.
Опыт № 1
Возьмите поднос с красным кружочком, на нем образцы разных продуктов.
Посмотрите внимательно и скажите, как вы думаете, в какой баночке мука? Возьмите стикер и приклейте его на эту баночку, а теперь давайте проверим, правильно вы определили или нет.
Из каждой баночки возьмите по ложке продукта, положите в стакан с водой, перемешайте и посмотрите. Что произошло? Какая в стакане вода? (прозрачная) образец №1 и №4, растворились в воде в остальных стаканах выпал осадок или вода стала мутной.
Вывод: все, что растворилось, точно не мука, мука в воде не растворяется. Уберите образцы №1, № 4. У нас остались образцы № 2, №3 и №5.
Теперь мы будем исследовать только эти образцы.
Я открою вам один секрет: если в муку капнуть йод, то мука посинеет. Возьмите ложечку, наберите йодный раствор и капните в оставшиеся образцы.
Вывод: образец под № 3 не изменил цвет, значит это не мука. Убираем его. Итак, остались образцы № 2 и № 5. Они оба посинели от йода, как вы думаете, где же мука? Определите на ощупь.
Мука под № 2.
Вы теперь сами сможете найти муку? Чтобы найти муку, что нужно знать? (Она не растворяется в воде и меняет цвет если капнуть в неё йод).
(СЛАЙД) Пока мы искали муку Маша передумала, печь пирожки и отправилась в гости к своему другу - Медведю. Дорога ей предстояла дальняя и очень интересная. (СЛАЙД) По пути она увидела красивое озеро, на поверхности которого плавало много загадочных цветов, это были кувшинки. Солнышко уже начало всходить, и Маша увидела, как распускаются эти прекрасные цветы.
Опыт № 2
Возьмите разнос с зеленым кружочком. У вас шаблон цветка. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки на воду, налитую в тарелку. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться.
Вывод: Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.
(СЛАЙД) Маша торопилась, но вдруг увидела, гусеницу.
(СЛАЙД) Она поймала её и посадила в банку, и чтобы она не вылезла, накрыла плёнкой. Но тут подул сильный ветер, на небе появились тёмные тучи, и пошел дождь. Дождь быстро кончился, и девочка увидела, что гусеница в банке увеличилась в размере. (как вы думаете, почему так показалось Маше?)
Опыт № 3
Если вам понадобилось разглядеть какое-либо маленькое существо, например, гусеницу, сделать это очень просто.
Возьмите разнос с синим кружочком.
Посадите насекомое в банку. Сверху затяните горлышко пищевой пленкой, но не натягивайте ее, а, наоборот, продавите ее так, чтобы образовалась небольшая емкость. Теперь завяжите пленку резинкой, а в углубление налейте воды. У вас получится чудесная лупа, сквозь которую прекрасно можно рассмотреть мельчайшие детали.
Итак, мы делаем вывод: если смотреть через воду сквозь пищевую пленку, то получим эффект увеличительного стекла.
(СЛАЙД) Шла, шла Маша и увидела перед собой огромный луг, который был усыпан разноцветными цветами, к цветам подлетали маленькие насекомые и громко жужжали, это были пчелы. Они собирали нектар и носили его в свои домики. Маша решила: «Дай-ка, я наберу Мишке меду».
Опыт № 4
Если вы решили приобрести себе мед, то можно проверить качественный он или нет. Возьмите разнос с розовым кружочком.
В меде могут быть разные примеси (вода, мел, крахмал или мука) как это проверить?
I способ
Возьмите кусочек газеты капните на нее небольшое количество меда из каждой баночки и внимательно наблюдайте, что произойдет.
Вывод: Если мед начнет растекаться или просачиваться сквозь газету, значит, продукт ненатуральный или разбавленный водой.
II способ
Возьмете в ложку небольшое количество меда, затем капните несколько капель йода на образец, посмотрите что произошло.
Вывод: Если мед приобретет синий оттенок, то это означает, что в меде есть мука или крахмал.
III способ
Возьмите еще раз в ложку немного меда и добавьте туда уксус. Теперь посмотрите, что происходит далее.
Вывод: Если мед начал пузыриться или образовалась пена, то это значит, что в составе есть мел.
Таким образом, можно определить качество меда.
Маше так понравилось гулять и познавать этот огромный и интересный окружающий мир. (СЛАЙД) Но очень скоро наступил вечер, она устала и решила, вернутся домой. (СЛАЙД) А мед я отнесу Мишке завтра, подумала Маша.
А закончить свой мастер-класс я хочу китайской мудростью:
То, что я услышал, я забыл.
То, что я увидел, я помню.
То, что я сделал, я знаю.
И в знак благодарности за совместную с вами работу я хочу подарить вам вот эти удивительные яблоки. Посмотрите, уважаемые коллеги, что на них написано?
Это невидимые чернила, чтобы их увидеть возьмите йодный раствор, намочите им тампон и проведите по полоске.
Прочитайте. (Спасибо.)
Большое спасибо всем за работу!
Экспериментируйте, исследуйте, творите!
Желаю всем успехов!