Организации непосредственно-образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в средней группе.
Дошкольный возраст - самый благоприятный период для интенсивного развития физических и умственных функций детского организма, в том числе и для математического развития. Навыки, умения, приобретённые в дошкольный период, служат фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте - школе. В настоящее время в рамках ФГТ под интеграцией понимается интеграция не разделов дошкольного образования, а интеграция детских видов деятельности.
Планировать непосредственно-образовательную деятельность по формированию элементарных математических представлений в своей группе мы стараемся по принципу объединения нескольких видов деятельности, связанных одной темой; организовать процесс передачи и освоения материала, отслеживая при этом уровень развития каждого ребенка, создаем условия для развития творческих способностей.
У нас средняя группа, длительность непосредственно-образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений - 15-20 минут, проводим по подгруппам, а для закрепления материала (с детьми, которые затруднялись или не справились) используем индивидуальную форму работу в свободное время.
В работе мы пользуемся пособием авторов И.А. Помораевой, В.А. Позиной «Занятия по формированию элементарных математических представлений», где включены комплекс игровых заданий и упражнений. Эта методика подразумевает создание ситуаций сотрудничества, содеятельности и активизации мыслительной самостоятельности, развивает активную позицию ребенка на поиск способов решения поставленных задач.
Мы в своей группе стараемся выбирать интересные и нестандартные формы проведения НОД, используя разные виды деятельности для того, чтобы поддерживать внимание воспитанников, повысить познавательный интерес. В результате у детей развивается воображение, внимание, мышление, память, коммуникативные способности.
Организацию НОД мы структурируем примерно следующим образом:
- В водной части создается проблемная ситуация, стимулирующая детей к поиску ее решения.
- В основной части детям даются знания необходимые для решения проблемного вопроса на основе содержания различных разделов программы с опорой на наглядность. И параллельно идет работа по обогащению и активизации словаря, обучения связной речи.
- В заключении предлагаем любую практическую работу на закрепление полученной информации или актуализации ранее усвоенной.
Основные принципы, которыми мы руководствуемся, остаются те же:
- Демонстрировать позитивное отношение к ребенку, не проявляя раздражения.
- Общаться эмоционально, так как монотонная речь быстро утомляет.
- Меньше замечаний, больше похвалы.
- Находиться рядом, быть готовым к эмоциональной поддержке.
- Вседозволенность, заискивание перед ребенком недопустимы.
Так как современные требования к образованию дошкольников предполагают максимальное сокращение занятий (по типу уроков) и увеличение количества других форм: игры, наблюдение, беседы, обсуждения и др., поэтому знания, полученные в НОД по ФЭМП мы закрепляем в повседневной жизни в процессе организации различных видов деятельности в режимных моментах.
Особое внимание уделяем дидактическим играм, которые основаны на базе сенсорных представлений. В игровой форме раскрывается творческий потенциал у детей. Многократное повторение и закрепление изученного материала в игре позволяет каждому ребенку раскрыться и показать свои возможности.
В свободной деятельности широко используем сюжетно-ролевые игры, где создаться условия для применения математических знаний и способов действий. В ходе выполнения игровых заданий мы побуждаем каждого ребенка пояснить свои действия, что и как он делал, что получилось в результате.
Огромную работу по ФЭМП параллельно с нами на своих занятиях ведет наш логопед Надежда Сергеевна. Игры, которые она рекомендует, мы включаем и в организацию НОД, в основном выполняем во вторую половину дня. Такие игры, например: «Один-много», «Назови форму предмета», «Скажи правильно» (на подбор антонимов), игры на согласование существительных с числительными и др.
Интеграция умственной и физической нагрузки осуществляется на физкультуре, у Елены Михайловны, где четко просматривается двигательная деятельность с математическим содержанием. Елена Михайловна практикует использование различных считалок, в которых используется порядковый и количественный счет. Порядковый счет присутствует и при расчете на «первый-второй», при команде и дозировке общеразвивающих упражнений. После проведения подвижных игр, в которых водящий ловит игроков, дети считают пойманных игроков, сравнивают, какой водящий поймал больше (меньше). Широко используются подвижные игры с математическим содержанием, например: «Эстафета парами», «Попади в круг», «Сделай фигуру», «Чья команда соберет больше мячей в корзину», «Метание на дальность» и другие. Все эти математические понятия закрепляются и на прогулке, во время подвижных игр, дети, не осознавая нагрузки считают, размышляют, думают.
«Коммуникация» четко прослеживается в ФЭМП. Ведь от правильной формулировки , постановки вопроса нами, зависит, поймёт ли его ребёнок и каков будет его ответ (будет ли он полным, грамотно сформулированным).
На своих занятиях по художественной литературе мы выбираем произведения, способствующие формирование представлений о количественных отношениях, частях суток, днях недели, временах года, величине, ориентировке в пространстве. Например, «Колобок» познакомит с порядковым счётом, «Теремок» и «Репка» помогут запомнить количественный и порядковый счёт. Также широко используем считалки, загадки, пословицы, поговорки, приметы по теме.
На художественном творчестве (рисовании) Ильмира Мансуровна математические задачи решает своими методами и приёмами: ориентировка на листе бумаги (в центре листа, левее-правее, выше-ниже), многоэтажный дом, широкая улица, на закрепление геометрических фигур: голова - круглая, туловище - овальное, 4 лапки и т. д.
Развлечения, утренники также объединяют несколько видов деятельности, где дети демонстрируют свои знания и умения. Родители могут оценивать успешность своего ребёнка и принять участие в соревнованиях, играх, конкурсах.
Математическое развитие в д/с не имело бы смысла без взаимодействия с родителями. В своей практике мы используем разнообразные формы работы: родительские собрания, наглядная информация, тематические стенды, демонстрация детских работ и конечно индивидуальные консультации. Мы стараемся донести до родителей, что математическое развитие осуществляется не только в специально организованной НОД, но и на протяжении всего дня: утром во время одевания, по пути в д/с, на прогулке, дома за обычными делами, например, считать и сравнивать игрушки, одежу, посуду, мебель; на прогулке - этажи домов, ширину улиц, количество встречных машин и др.
Учитывая, что математического развития может осуществляться через интеграцию с другими образовательными областями (практически всеми) из этого вытекают свои плюсы и минусы.
- При интеграции мы объединяем несколько видов деятельности, одновременно ставя несколько целей, в результате работа получается объёмной и мы не укладываемся во времени (отведённых 15 мин.)
- НОД во вторую половину дня не даёт ожидаемого результата, т.к. у детей снижена работоспособность.
- Отсутствие пособий и методической литературы с учётом ФГТ отражается на интеграции: затрачиваем много времени и усилий на планирование и организацию образовательной деятельности.
Конечно, у интеграции НОД есть и свои плюсы:
- Возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога, раскрытия его способностей;
- Экономия времени для общения, прогулок, самостоятельного творчества и игровой деятельности;
- Ребёнок не успевает утомиться от количества приобретённых знаний за счёт эмоционального восприятия и перехода к другой деятельности.
Бесспорно, интегрированное обучение способствует формированию у детей целостной картины мира, даёт возможность реализовать творческие способности, развивает коммуникативные навыки и умение свободно делиться впечатлениями, всё сводится к полноценному развитию детей.
Список литературы.
- Данилова В.В., Рихтерман Т.Д, Михайлова З.А. и др. Обучение математике в детском саду - М.: Издательский центр «Академия», 1997.
- Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. - М.: Просвещение, 1985.
- Михайлова З.А. Математическое развитие дошкольников: Учебное пособие/ Сост.З.А. Михайлова и др. - СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2000.
- Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез. – 2010.
- Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием - М.: Просвещение, 1987.
- Смоленцева А.А., Суворова О.В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. - СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс»", 2004.