Приобщение родителей к формированию здорового образа жизни
Целью моей работы явилась разработка системы взаимодействия воспитателей и родителей в области приобщения детей раннего возраста к здоровому образу жизни.
Значение придавалось повышению уровня культуры здорового образа жизни в семьях посредством проведения просветительской работы с родителями.
В системе работы с родителями ставились следующие задачи:
- ориентация семьи на воспитание здорового ребенка.
- освоение родителями основ личностно-ориентированной педагогики и психологии общения с детьми, обеспечивающее эмоциональное и психическое благополучие детей.
- формирование у родителей теоретических знаний, закрепление навыков и выработка потребности следовать здоровому образу жизни.
- помощь в приобретении элементарных навыков диагностики, сохранения и укрепления здоровья детей и взрослых.
В начале года работаю с детьми раннего возраста, и, на мой взгляд, к концу года добиваюсь хороших результатов по диагностике культуры здорового образа жизни.
С учетом требований программы «Детство» нами проведена диагностика первичных знаний у детей младшего дошкольного возраста по культуре здорового образа жизни В.А. Дергунской.
Диагностика культуры здорового образа жизни у воспитанников 3-го года жизни группы «Петушок» в 2008-2009 учебном году
На диаграмме видно, что дети 3-го года жизни на начало учебного года имели следующие показатели: высокий у воспитанников отсутствовал, средний – 53% - 9 воспитанников, низкий – 47% - 8 воспитанников.
В конце года дети 3-го года жизни получили следующие показатели:
высокий 24% - 4 воспитанника, средний – 59% - 10 воспитанников, низкий 18% - 3 воспитанника. Большинство детей имеют высокие и средние показатели.
Этих результатов мы добились при совместной работе с родителями.
Гигиеническое и педагогическое просвещение родителей, повышение их грамотности в вопросах воспитания и укрепления здоровья дошкольников осуществляем в разнообразных формах.
Для решения поставленных задач мы выбрали следующие формы работы с родителями:
- Наблюдение за детско-родительскими отношениями,
- Анкетирование родителей по вопросам воспитания здорового ребёнка.
(цель: выявить уровень заинтересованности родителей в формировании здорового образа жизни).
В начале и в конце года провели анкетирование семей. Результативность проведенной работы мы оценивали:
- по динамике представлений родителей о степени важности различных факторов, влияющих на здоровье детей;
- по динамике ценностного отношения родителей к прогулкам с детьми на свежем воздухе;
- по динамике адекватного представления родителей о понятии «Здоровый образ жизни».
Как видно из гистограммы, проведенная с родителями работа изменила последовательность приоритетов различных факторов, влияющих (в представлении родителей) на здоровье детей. Если в ходе первоначального опроса родители указывали в качестве наиболее важных на такие факторы как экологическая обстановка (31,6 %), наследственность (22,4%), а на образ жизни, как важнейший фактор указывали лишь 17%, то после проведенной работы в конце года на образ жизни, как на важнейший фактор указывали уже 53,7%.
Изменилось отношение родителей к такому важному аспекту жизни детей, как прогулка на свежем воздухе. Если, судя по первоначальному опросу, большинство родителей в выходные дни гуляли с детьми: не более одного-двух часов, то после проведенной работы максимум распределения сдвинулся в сторону двух-трех часов.
Данные о времени прогулки родителей с детьми
Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать вывод о важности работы с семьей в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни.
Анкета
Уважаемые родители!
Просим Вас ответить на следующие вопросы с целью выявления уровня заинтересованности родителей в формировании здорового образа жизни и выявления апробированных методов воспитания подрастающего поколения.
№ |
Показатели |
Важно |
Отчасти важно |
Не важно |
Затрудняюсь ответить |
1. |
Состояние здоровья членов вашей семьи и вашего ребенка |
100 % |
- |
- |
- |
2. |
Диагностика состояния здоровья вашего ребенка и его психомоторного развития |
95 % |
5 % |
- |
- |
3. |
Личный пример членов вашей семьи в формировании представлений, навыков здорового образа жизни ребенка |
75 % |
15 % |
5 % |
5 % |
4. |
Обучение конкретным приемам и методам оздоровления (дыхательной гимнастики, самомассажу, разнообразным видам закаливания) |
75 % |
15 % |
5 % |
5 % |
5. |
Ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка |
75 % |
15 % |
5 % |
5 % |
6. |
Проблема ухудшения здоровья страны как национальная проблема |
75 % |
20 % |
2 % |
3 % |
Проанализировав данные анкеты по выявлению уровня заинтересованности родителей в формировании здорового образа жизни, полученные в группе, мы пришли к выводу, что, хотя все родители имеют высшее и среднее образование, уровень знаний и умений в области воспитания привычки к здоровому образу жизни большинства из них невысок, а интерес к данной проблеме возникает лишь тогда, когда их ребенку уже требуется медицинская или психологическая помощь. Это обусловлено тем, что большинство родителей не понимают самой сущности «здоровья», рассматривая его только как отсутствие заболеваний, а средства оздоровления детского организма видит лишь в лечебных и закаливающих мероприятиях, совершенно не учитывая взаимосвязь всех составляющих здоровья: физического, психического и социального.
Индивидуальное знакомство родителей с результатами диагностики здоровья и уровнем сформированности у детей культуры здоровья
Просвещение родителей:
- родительские собрания (где родители с увлечением и заинтересованностью обсуждаются вопросы по интересующимся темам.При таком подходе родители стремятся к индивидуальным контактам с воспитателями, интересуются вопросами о здоровье, касающиеся формирования личности маленького ребенка, его внутреннего мира. Такие встречи с родителями детей раннего возраста проводятся раз в месяц, заранее обсуждается повестка. Наиболее эффективными формами работы с родителями являются вечера вопросов и ответов, «Круглые столы»,Родительский клуб.
- индивидуальные и обще-групповые беседы и консультациитакие как: «Движение и здоровье», «Привычка – вторая натура», «Помните - здоровье начинается со стопы»,а также по результатам диагностики;
- семинары, семинары - практикумы (обучение родителей конкретным приемам и методам оздоровления. Родителям предлагаются рецепты травяных сборов для чая, способы обогащения домашнего питания витаминами, предлагаются комплексы упражнений для профилактики нарушений осанки, органов зрения, пальчиковые игры, разные виды гимнастики).
Все это позволяет убедить родителей в том, что личный пример членов семьи формировании представлений и навыков здорового образа жизни имеет большое значение для ребенка.
- Дни открытых дверей (начиная с ноября, когда дети привыкли: родители проявляют большой интерес к тому, как проводят время их малыши без мам и пап в детском саду, чем занимаются. Подготовка к этому дню ведется заранее: вывешивается объявление, правила поведения для родителей, а также цели и содержание мероприятия. Родители могут понаблюдать за своими детьми со стороны, оценить их поведение в ситуации, отличной от семейной, а также перенять у педагога приемы обучения и воспитательных воздействий.
Родители могут посетить любое мероприятие:
- просмотр физкультурно – оздоровительных занятий, занятий в бассейне, утреннюю, корригирующую, гигиеническую гимнастику после сна, увидеть комплексы дыхательных упражнений, точечного массажа в группе или на улице, занятия на стандартном и нестандартном оборудовании сделанном при участии родителей.
3. Участие в совместных спортивно – оздоровительных мероприятиях для детей раннего возраста:
- музыкально-ритмические игры,
- игровые упражнения,
- подвижные игры, проводим «Весеннюю здравиаду».
Информационная работа с родителями детей раннего возраста по организации «Уголка здоровья» в группе с методическими рекомендациями по питанию, закаливанию, режиму, созданию условий в семье для двигательной активности, физкультурный уголок, советы родителей.
На информационных стендах для родителей в группе работают рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств, такие как «Растим детей здоровыми», «Движение - основа здоровья», «Как проводить закаливание ребенка дома», «Основы здорового питания».
В тематических папках «Воспитание здорового ребенка» собрана полезная информация для родителей о детских болезнях, профилактике заболеваемости, имеется картотека статей по здоровьесбережению профилактики простудных заболеваний.
В заключении хотелось бы отметить, развитие ребенка раннего возраста тесно связано с образом жизни семьи. И родителям необходимо заботиться о правильном физическом развитии детей, регулярно заниматься с ними физкультурой, приобщать к здоровому образу жизни. Надо помогать родителям в приобретении необходимых теоретических и практических знаний, чтобы в домашних условиях взрослые могли закрепить полученные ребенком знания и навыки.
Только совместные усилия воспитателей и родителей помогут нам воспитать ЗДОРОВЫХ ДЕТЕЙ!