Использование принципа интеграции образовательного процесса и игровой деятельности в решении задач нравственного воспитания.

Автор:Колбешина Анна Владимировна ДС № 164
Дата публикации:20.09.2013
Просмотров:7664

В настоящее время перед обществом необычайно остро стоит проблема нравственного воспитания.  Педагогическое сообщество заново пытается понять, каким образом привить современным детям нравственные ценности. На современном этапе на ребенка с самого рождения обрушивается огромная масса информации: СМИ, школа, детский сад, кино, Интернет — все это скорее способствует размыванию нравственных норм и заставляет нас очень серьезно задуматься над проблемой эффективного нравственного воспитания.

Общая задача нравственного развития – принятие решений в ситуациях выбора, когда сталкиваются различные нормы и желания, когда приходится решать, следовать ли своим интересам или интересам других.  Нетрудно передать ребенку знания об этической норме, требовать от него контроля выполнения моральных правил. Гораздо труднее выработать у него осознанного отношения к моральной норме, желание подражать хорошему и противостоять плохому. Знаний этических норм недостаточно для того, чтобы ребенок по собственному желанию, самостоятельно поступал нравственно. Процесс формирования нравственного поведения складывается из представления нравственного содержания, раскрытия нравственного смысла, реализации знаний в значимой ситуации и если рассматривать этот процесс пристально, то окажется, что половина компонентов мы реализуем в процессе игровой деятельности.

Неоценимо значение игры  для нравственного формирования личности дошкольника, ведь ребенок формируется при выполнении правил в сюжетно-ролевых отношениях, в дидактической игре, а также других играх, которые способствуют развитию личности ребенка.

 

В конспекте игровой совместной деятельности на тему «Дарите людям радость», который мы  представляем, просматривается интеграция образовательного процесса  и игровой деятельности. Мы стремились в игровой форме показать детям, что у окружающих людей бывает разное настроение, и они – дети - посредством добрых поступков могут повлиять на это настроение. Реализация поставленных нравственных задач  позволяет успешно формировать у воспитанников не только теоретические знания, но и навыки их использования в деятельности и поведении.

 

План-конспект игровой совместной деятельности (НОД)

на тему «Дарите людям радость»

Возрастная группа: Подготовительная

Вид (разновидности) интегрированной деятельности детей:

1.Познавательно-игровая деятельность

2.Коммуникативно-игровая деятельность

ОО «Социализация»

- Приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми.

 

- Упражнять в определении настроения по выражению лица.

- Развивать интерес к совместной со сверстниками деятельности.

Интеграция задач ОО.

1.ОО «Познание»

- Углублять представления детей о значении доброжелательного отношения в семье, с взрослыми и сверстниками.

- Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи при определении причин смены настроения близких людей.

-Формировать умение использовать условные символы для своей деятельности.

-Упражнять в умении анализировать результат совместной деятельности.

2. ОО «Коммуникация»

- Упражнять в составлении фраз-комплиментов, коротких рассказов о добрых поступках по отношению к родным и близким людям;

- Упражнять детей выстраивать диалогическое взаимодействие с взрослыми и сверстниками;

- Обогащать словарь: этика отношений, благодарность, эмоции.

 3. ОО «Художественное творчество»

- развивать умение видеть детали  в рисунках по теме «Эмоции человека».

Материалы и оборудование.

1. Рисунки с изображением членов семьи: мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра в разном эмоциональном настроении.

2. Фотографии членов семьи из группового альбома детей группы.

3.  Стилизованное «сухое дерево» с прорезями для прикрепления листочков, зеленые листочки с креплениями на дерево, корзинка.

3. Картинки-символы членов семьи.


1 этап. Вводный

1.Организация детей 

 -Обсуждение проблемной ситуации

2 этап. Основная часть

- Беседа о настроении

- Игра «Определение настроения членов семьи».

- Игровое упражнение «Закончи предложение»

- Игра “Чудо-дерево”. 

- Игра «Сделай комплимент»

 

3 этап. Итоговый.

- Оценка деятельности детей

- Взаимооценка

- Заключение


Методы и приемы:

1. Поисковый вопрос:

- Что знают дети об этике отношений между людьми?

2. Ситуация морального выбора «Разрушенная крепость».

 -Ситуация «Разрушенная крепость»: в песочнице ребята строят крепость из песка. Все получилось очень красиво. Но к ним подходит мальчик постарше и все ломает. Малыши в слезах - они весь вечер трудились над постройкой. Все это происходит у вас на глазах.

-Какое настроение было у детей во время игры с песком? Какое стало после?

-Как можно назвать поступок старшего ребенка?

-Какое настроение в этот момент было у вас?

Воспитатель подводит к пониманию того, что бывают разные поступки: плохие и хорошие, что настроение человека зависит от поступков и поведения окружающих

 

3. Беседа о настроении.

Предложение помощи ребятам.

Вопросы:

-Ваши действия? (Ответы детей)

-Как вы думаете, изменилось ли настроение у малышей, какое стало у вас?

-Какие эмоции вы еще знаете?


4. Игра «Определение настроения членов семьи».

Поисковые вопросы:

- А знаете ли вы, что плохое настроение бывает и у ваших близких людей в семье? Почему?

- От чего зависит настроение вашей мамы или бабушки?

Рассматривание рисунков с изображениями членов семьи в разном настроении.

-Задача: определить какое настроение здесь у мамы, папы и сына? Почему?


5. Игровое упражнение  «Закончи предложение».

Задание: рассмотреть фотографии из семейного альбома и придумать причины настроения ваших близких людей в игре “Закончи предложение”.

Предлагаемые примерные высказывания:

… расстроен(а) из-за...

… огорчилась(ся) потому что...

… посмотрел(а) на меня строго, потому что...

… расплакался(ась) из-за...

 

6.Поисковый вопрос:

- Что надо сделать, чтобы улучшить настроение близкому человеку?

 Обобщение ответов детей педагогом.

 

7.Чтение стихотворения взрослым.

             Попробуй волшебником стать.

             Стать добрым волшебником ну-ка попробуй!

             Тут хитрости вовсе не нужно особой:

             понять и исполнить желание другого -

             одно удовольствие, честное слово!

             А что же сестренка скучает в сторонке?

             Волшебник, что-нибудь сделай сестренке!

             И ты обернулся ретивым конем -

             галопом сестренка помчалась на нем!

             Хоть мама еще не вернулась с работы,

             не трудно узнать ее думы-заботы.

             «Вернусь – хорошо бы пошить, почитать...

             Да надо с уборкой возиться опять».

             И ты совершаешь веселое чудо -

             ковер засверкал, засияла посуда!

             И ахнула мама, вернувшись домой:

             – Да это как в сказке, волшебник ты мой!

 

8.Беседа «Как порадовать близких людей».

Поисковые вопросы:

– Бываете ли вы внимательными к настроению, самочувствию своих родных? – Что нужно делать, чтобы жизнь в семье не была безрадостная и серая, как сухое дерево!

 

9. Игра «Чудо-дерево».

Задание для детей: придумать, чем вы можете порадовать кого-то из членов семьи! На каждое предложение можно взять по одному зеленому листочку из «корзины Добрых дел». Эти листочки - символы ваших добрых дел. Говорите  о каком-либо деле для близкого человека и прикрепляете их к нашему «доброму» дереву.

 

Воспитатель обращает внимание детей на то, как зазеленело «Чудо-дерево»! Так и в семье жизнь будет радостнее, если все близкие станут внимательнее друг к другу.

 

10. Игра «Сделай комплимент».

-Предлагаются рассмотреть картинки-символы. Соотнесение символов с членами семьи.

-Воспитатель просит детей порадовать своих близких людей и улучшить им настроение.

Задание: разбиться на пары, выбрать картинки-символы, лежащие на столе изображением  вниз, составить диалог-комплимент.

 

11.Заключительная часть.

Педагог предлагает оценить работу в парах.

-Чей комплимент  вам понравился больше.

-Кто из вас сегодня был наиболее активным.

-Почему у нас все получилось?

Смотрите другие статьи

Автор: Трегубова Екатерина Николаевна воспитатель МАДОУ - детский сад № 108 г.о. Самара Приобщение родителей к формированию здорового образа жизни
Автор: Бычкова Юлия Александровна ДC № 164 Формирование у детей старшего дошкольного возраста дисциплинированности посредством трудовой деятельности
Автор: Евтушенко (www.bedwetting.com.ua) Психологические причины недержания мочи у детей.
Автор: Мубариева Юлдуз Рифовна "Звездный час" по ПДД в старших группах
Автор: З.М. Габдуллина. Развитие навыков работы с компьютером детей 4-7 лет. Волгоград. 2010г. Гимнастика для снятия общего утомления
Автор: Полина Вот так мама!!!
Автор: Петухова Елена Владимировна и Михайлова Ирина Сергеевна Конспект занятия: "Где живет солнышко".
Автор: Литвинова Сафия Усмановна МБУ д/с № 163 "Непоседа" г.о. Тольятти Организации непосредственно-образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в средней группе.
Автор: Miga Рыба, тушенная с молоком и морковью
Автор: Коберняк Елена Ивановна «Наша семья»