Использование принципа интеграции образовательного процесса и игровой деятельности в решении задач нравственного воспитания.
В настоящее время перед обществом необычайно остро стоит проблема нравственного воспитания. Педагогическое сообщество заново пытается понять, каким образом привить современным детям нравственные ценности. На современном этапе на ребенка с самого рождения обрушивается огромная масса информации: СМИ, школа, детский сад, кино, Интернет — все это скорее способствует размыванию нравственных норм и заставляет нас очень серьезно задуматься над проблемой эффективного нравственного воспитания.
Общая задача нравственного развития – принятие решений в ситуациях выбора, когда сталкиваются различные нормы и желания, когда приходится решать, следовать ли своим интересам или интересам других. Нетрудно передать ребенку знания об этической норме, требовать от него контроля выполнения моральных правил. Гораздо труднее выработать у него осознанного отношения к моральной норме, желание подражать хорошему и противостоять плохому. Знаний этических норм недостаточно для того, чтобы ребенок по собственному желанию, самостоятельно поступал нравственно. Процесс формирования нравственного поведения складывается из представления нравственного содержания, раскрытия нравственного смысла, реализации знаний в значимой ситуации и если рассматривать этот процесс пристально, то окажется, что половина компонентов мы реализуем в процессе игровой деятельности.
Неоценимо значение игры для нравственного формирования личности дошкольника, ведь ребенок формируется при выполнении правил в сюжетно-ролевых отношениях, в дидактической игре, а также других играх, которые способствуют развитию личности ребенка.
В конспекте игровой совместной деятельности на тему «Дарите людям радость», который мы представляем, просматривается интеграция образовательного процесса и игровой деятельности. Мы стремились в игровой форме показать детям, что у окружающих людей бывает разное настроение, и они – дети - посредством добрых поступков могут повлиять на это настроение. Реализация поставленных нравственных задач позволяет успешно формировать у воспитанников не только теоретические знания, но и навыки их использования в деятельности и поведении.
План-конспект игровой совместной деятельности (НОД)
на тему «Дарите людям радость»
Возрастная группа: Подготовительная
Вид (разновидности) интегрированной деятельности детей:
1.Познавательно-игровая деятельность
2.Коммуникативно-игровая деятельность
ОО «Социализация»
- Приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми.
- Упражнять в определении настроения по выражению лица.
- Развивать интерес к совместной со сверстниками деятельности.
Интеграция задач ОО.
1.ОО «Познание»
- Углублять представления детей о значении доброжелательного отношения в семье, с взрослыми и сверстниками.
- Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи при определении причин смены настроения близких людей.
-Формировать умение использовать условные символы для своей деятельности.
-Упражнять в умении анализировать результат совместной деятельности.
2. ОО «Коммуникация»
- Упражнять в составлении фраз-комплиментов, коротких рассказов о добрых поступках по отношению к родным и близким людям;
- Упражнять детей выстраивать диалогическое взаимодействие с взрослыми и сверстниками;
- Обогащать словарь: этика отношений, благодарность, эмоции.
3. ОО «Художественное творчество»
- развивать умение видеть детали в рисунках по теме «Эмоции человека».
Материалы и оборудование.
1. Рисунки с изображением членов семьи: мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра в разном эмоциональном настроении.
2. Фотографии членов семьи из группового альбома детей группы.
3. Стилизованное «сухое дерево» с прорезями для прикрепления листочков, зеленые листочки с креплениями на дерево, корзинка.
3. Картинки-символы членов семьи.
1 этап. Вводный
1.Организация детей
-Обсуждение проблемной ситуации
2 этап. Основная часть
- Беседа о настроении
- Игра «Определение настроения членов семьи».
- Игровое упражнение «Закончи предложение»
- Игра “Чудо-дерево”.
- Игра «Сделай комплимент»
3 этап. Итоговый.
- Оценка деятельности детей
- Взаимооценка
- Заключение
Методы и приемы:
1. Поисковый вопрос:
- Что знают дети об этике отношений между людьми?
2. Ситуация морального выбора «Разрушенная крепость».
-Ситуация «Разрушенная крепость»: в песочнице ребята строят крепость из песка. Все получилось очень красиво. Но к ним подходит мальчик постарше и все ломает. Малыши в слезах - они весь вечер трудились над постройкой. Все это происходит у вас на глазах.
-Какое настроение было у детей во время игры с песком? Какое стало после?
-Как можно назвать поступок старшего ребенка?
-Какое настроение в этот момент было у вас?
Воспитатель подводит к пониманию того, что бывают разные поступки: плохие и хорошие, что настроение человека зависит от поступков и поведения окружающих
3. Беседа о настроении.
Предложение помощи ребятам.
Вопросы:
-Ваши действия? (Ответы детей)
-Как вы думаете, изменилось ли настроение у малышей, какое стало у вас?
-Какие эмоции вы еще знаете?
4. Игра «Определение настроения членов семьи».
Поисковые вопросы:
- А знаете ли вы, что плохое настроение бывает и у ваших близких людей в семье? Почему?
- От чего зависит настроение вашей мамы или бабушки?
Рассматривание рисунков с изображениями членов семьи в разном настроении.
-Задача: определить какое настроение здесь у мамы, папы и сына? Почему?
5. Игровое упражнение «Закончи предложение».
Задание: рассмотреть фотографии из семейного альбома и придумать причины настроения ваших близких людей в игре “Закончи предложение”.
Предлагаемые примерные высказывания:
… расстроен(а) из-за...
… огорчилась(ся) потому что...
… посмотрел(а) на меня строго, потому что...
… расплакался(ась) из-за...
6.Поисковый вопрос:
- Что надо сделать, чтобы улучшить настроение близкому человеку?
Обобщение ответов детей педагогом.
7.Чтение стихотворения взрослым.
Попробуй волшебником стать.
Стать добрым волшебником ну-ка попробуй!
Тут хитрости вовсе не нужно особой:
понять и исполнить желание другого -
одно удовольствие, честное слово!
А что же сестренка скучает в сторонке?
Волшебник, что-нибудь сделай сестренке!
И ты обернулся ретивым конем -
галопом сестренка помчалась на нем!
Хоть мама еще не вернулась с работы,
не трудно узнать ее думы-заботы.
«Вернусь – хорошо бы пошить, почитать...
Да надо с уборкой возиться опять».
И ты совершаешь веселое чудо -
ковер засверкал, засияла посуда!
И ахнула мама, вернувшись домой:
– Да это как в сказке, волшебник ты мой!
8.Беседа «Как порадовать близких людей».
Поисковые вопросы:
– Бываете ли вы внимательными к настроению, самочувствию своих родных? – Что нужно делать, чтобы жизнь в семье не была безрадостная и серая, как сухое дерево!
9. Игра «Чудо-дерево».
Задание для детей: придумать, чем вы можете порадовать кого-то из членов семьи! На каждое предложение можно взять по одному зеленому листочку из «корзины Добрых дел». Эти листочки - символы ваших добрых дел. Говорите о каком-либо деле для близкого человека и прикрепляете их к нашему «доброму» дереву.
Воспитатель обращает внимание детей на то, как зазеленело «Чудо-дерево»! Так и в семье жизнь будет радостнее, если все близкие станут внимательнее друг к другу.
10. Игра «Сделай комплимент».
-Предлагаются рассмотреть картинки-символы. Соотнесение символов с членами семьи.
-Воспитатель просит детей порадовать своих близких людей и улучшить им настроение.
Задание: разбиться на пары, выбрать картинки-символы, лежащие на столе изображением вниз, составить диалог-комплимент.
11.Заключительная часть.
Педагог предлагает оценить работу в парах.
-Чей комплимент вам понравился больше.
-Кто из вас сегодня был наиболее активным.
-Почему у нас все получилось?