"Дидактические игры и упражнения для сенсорного развития детей с нарушением зрения"
Автор:
Дата публикации:08.10.2011
Просмотров:29171
Сенсорному развитию детей уделяется достаточно много внимания, так как это позволяет научить детей адекватно воспринимать предметы, выделять основные признаки и свойства. Сенсорное развитие – это развитие органов чувств и восприятия.
Процесс восприятия у детей со зрительной патологией носит неполный, неточный и фрагментарный характер. У детей существует недостаточность в овладении сенсорными эталонами (форма, цвет, величина, структура поверхности, характеристика запахов и звуков). Одним из эффективных средств сенсорного развития являются дидактические игры и упражнения, которые действенно влияют на формирование различительных способностей сенсорных органов к выделению различных признаков.
Дидактические игры для сенсорного развития позволяют дифференци-рованно развивать зрительное, слуховое, обонятельное, осязательное и вку-совое восприятие.
Большое количество игр относится к развитию зрительного восприятия, так как в жизни человека зрительный анализатор является ведущим, а для адекватного взаимодействия со средой люди чаще всего используют ви-зуальные признаки: форма, цвет, величина и пространственное расположение.
При выпадении одной из сенсорных функций начинает формироваться процесс компенсации за счет активизации деятельности сохранных анализа-торов.
При слепоте активизируется слуховое, тактильное и обонятельное вос-приятие.
К дидактическим играм для сенсорного развития детей относятся:
- игры, формирующие обследовательские, сенсорно-перцептивные действия, позволяющие узнавать и называть объект;
- игры, обучающие детей приемам классификации, сериации, дифференциа-ции по сходным и отличительным признакам;
- игры, уточняющие, конкретизирующие знания детей о предметном мире, о функциональном значении объектов и предметов окружающей действитель-ности на основе сенсорных ориентировок;
- игры, обучающие детей пространственной ориентировке на основе различ-ных сенсорных анализаторов;
- игры, обучающие детей использованию сенсорных функций при выполне-нии навыков самообслуживания (умывание, причесывание, одевание, уход за одеждой);
- игры, обучающие способам общения с включением различных органов чувств: мимики, жестов, интонации.
Формирование обследовательских способностей решается в дидакти-ческих играх: «Угадай на ощупь», «Назови как можно больше признаков в предмете», «Убери лишние детали», «Что так, что не так», «Что бывает, чего не бывает», «Угадай, кто пришел», «Кто назвал?», «Найди путь исследова-ния», «Угадай на вкус», «Какой это запах?»
Для обучения сериации, классификации, дифференциации используют-ся мозаики, пирамидки разных размеров, лото, домино, разрезные картинки, пазлы.
Для формирования образов предметного мира используются игры, в которых упражняются в систематизации знаний во внешнем облике предмета и его функциональном назначении. При этом в процессе знакомства с пред-метом или объектом включаются по возможности все сенсорные ориентации. При использовании дидактической игры «Мама и детки» у детей уточняются представления о внешнем облике взрослого животного и облике их детены-шей. А далее конкретизируется конкретное питание, среда обитания и взаи-модействие с человеком.
Различные модели животных, птиц, картинки с их изображением соз-дают у детей представления об их сходстве и различие как в облике, так и в образе жизни.
Дидактическая игра «Скотный двор» позволяет детям ориентироваться на слух, зрение, осязание и обоняние. Для этого можно подобрать записи ре-альных звуков (мычание коров, ржание лошади, крик петуха и т. д.).
У нас в группе есть специальные музыкальные игрушки (корова, ло-шадь, слон, лягушка), которые сами издают свои звуки, есть аудиозапись птичьего двора.
Для формирования экологических знаний используются конструкторы, позволяющие детям воспроизводить загоны, пастбища для животных. Детей можно научить отличать продукты жизнедеятельности животных на осязание (мягкая шерсть, тонкий пух, теплая шубка и др.). детям можно предложить выделить по запаху мясные и молочные продукты, определить их качество как на обоняние, так и на вкус.
В играх, применяемых для обучения пространственной ориентировки, дети определяют местоположение звучащих игрушек в различных местах групповой комнаты, на столе, в шкафу, использование звучащих мячей по-гремушек, бубнов стимулируют двигательную активность ребенка.
Мягкие игрушки формируют не только осязание, тактильные действия, но и снимают чувство страха при выполнении движений в большом про-странстве. Разложенные на полу в разных местах мягкие игрушки использу-ются не только для передвижения в пространстве, но и как место, на котором можно удобно расположиться для отдыха, для игр.
1. На своих коррекционных занятиях обучаем детей с нарушением зрения приемам обследования предметов с помощью рук, пальцев. При этом соблюдается определенная последовательность при обследовании животных (голова, туловище, хвост, ноги или лапы), растений (овощи, цветы).
2. Учим различать с помощью осязания геометрические фигуры (круг – шар, квадрат – куб, треугольник – призма) и находить эти формы в окру-жающих предметах.
3. Дети учатся различать свойства поверхности предметов (гладкая – шероховатая, мягкая, твердая, теплая – холодная).
4. Дети учатся осязательным приемам сравнения предметов путем на-ложения плоскостных предметов, измерения с помощью условных мерок (палец, рука…).
5. Учим детей классифицировать предметы в группы по общим осяза-тельным признакам (все круглые, все мягкие, все теплые, все жесткие и т. д.)
6. Формируя представления о человеке, дети учатся обследовать себя, сверстников, выделяя форму, строение тела (голова в форме шара или овала, худые руки, жесткие волосы (длинные, кудрявые и т. д.)
Процесс восприятия у детей со зрительной патологией носит неполный, неточный и фрагментарный характер. У детей существует недостаточность в овладении сенсорными эталонами (форма, цвет, величина, структура поверхности, характеристика запахов и звуков). Одним из эффективных средств сенсорного развития являются дидактические игры и упражнения, которые действенно влияют на формирование различительных способностей сенсорных органов к выделению различных признаков.
Дидактические игры для сенсорного развития позволяют дифференци-рованно развивать зрительное, слуховое, обонятельное, осязательное и вку-совое восприятие.
Большое количество игр относится к развитию зрительного восприятия, так как в жизни человека зрительный анализатор является ведущим, а для адекватного взаимодействия со средой люди чаще всего используют ви-зуальные признаки: форма, цвет, величина и пространственное расположение.
При выпадении одной из сенсорных функций начинает формироваться процесс компенсации за счет активизации деятельности сохранных анализа-торов.
При слепоте активизируется слуховое, тактильное и обонятельное вос-приятие.
К дидактическим играм для сенсорного развития детей относятся:
- игры, формирующие обследовательские, сенсорно-перцептивные действия, позволяющие узнавать и называть объект;
- игры, обучающие детей приемам классификации, сериации, дифференциа-ции по сходным и отличительным признакам;
- игры, уточняющие, конкретизирующие знания детей о предметном мире, о функциональном значении объектов и предметов окружающей действитель-ности на основе сенсорных ориентировок;
- игры, обучающие детей пространственной ориентировке на основе различ-ных сенсорных анализаторов;
- игры, обучающие детей использованию сенсорных функций при выполне-нии навыков самообслуживания (умывание, причесывание, одевание, уход за одеждой);
- игры, обучающие способам общения с включением различных органов чувств: мимики, жестов, интонации.
Формирование обследовательских способностей решается в дидакти-ческих играх: «Угадай на ощупь», «Назови как можно больше признаков в предмете», «Убери лишние детали», «Что так, что не так», «Что бывает, чего не бывает», «Угадай, кто пришел», «Кто назвал?», «Найди путь исследова-ния», «Угадай на вкус», «Какой это запах?»
Для обучения сериации, классификации, дифференциации используют-ся мозаики, пирамидки разных размеров, лото, домино, разрезные картинки, пазлы.
Для формирования образов предметного мира используются игры, в которых упражняются в систематизации знаний во внешнем облике предмета и его функциональном назначении. При этом в процессе знакомства с пред-метом или объектом включаются по возможности все сенсорные ориентации. При использовании дидактической игры «Мама и детки» у детей уточняются представления о внешнем облике взрослого животного и облике их детены-шей. А далее конкретизируется конкретное питание, среда обитания и взаи-модействие с человеком.
Различные модели животных, птиц, картинки с их изображением соз-дают у детей представления об их сходстве и различие как в облике, так и в образе жизни.
Дидактическая игра «Скотный двор» позволяет детям ориентироваться на слух, зрение, осязание и обоняние. Для этого можно подобрать записи ре-альных звуков (мычание коров, ржание лошади, крик петуха и т. д.).
У нас в группе есть специальные музыкальные игрушки (корова, ло-шадь, слон, лягушка), которые сами издают свои звуки, есть аудиозапись птичьего двора.
Для формирования экологических знаний используются конструкторы, позволяющие детям воспроизводить загоны, пастбища для животных. Детей можно научить отличать продукты жизнедеятельности животных на осязание (мягкая шерсть, тонкий пух, теплая шубка и др.). детям можно предложить выделить по запаху мясные и молочные продукты, определить их качество как на обоняние, так и на вкус.
В играх, применяемых для обучения пространственной ориентировки, дети определяют местоположение звучащих игрушек в различных местах групповой комнаты, на столе, в шкафу, использование звучащих мячей по-гремушек, бубнов стимулируют двигательную активность ребенка.
Мягкие игрушки формируют не только осязание, тактильные действия, но и снимают чувство страха при выполнении движений в большом про-странстве. Разложенные на полу в разных местах мягкие игрушки использу-ются не только для передвижения в пространстве, но и как место, на котором можно удобно расположиться для отдыха, для игр.
1. На своих коррекционных занятиях обучаем детей с нарушением зрения приемам обследования предметов с помощью рук, пальцев. При этом соблюдается определенная последовательность при обследовании животных (голова, туловище, хвост, ноги или лапы), растений (овощи, цветы).
2. Учим различать с помощью осязания геометрические фигуры (круг – шар, квадрат – куб, треугольник – призма) и находить эти формы в окру-жающих предметах.
3. Дети учатся различать свойства поверхности предметов (гладкая – шероховатая, мягкая, твердая, теплая – холодная).
4. Дети учатся осязательным приемам сравнения предметов путем на-ложения плоскостных предметов, измерения с помощью условных мерок (палец, рука…).
5. Учим детей классифицировать предметы в группы по общим осяза-тельным признакам (все круглые, все мягкие, все теплые, все жесткие и т. д.)
6. Формируя представления о человеке, дети учатся обследовать себя, сверстников, выделяя форму, строение тела (голова в форме шара или овала, худые руки, жесткие волосы (длинные, кудрявые и т. д.)