Моя педагогическая философия - педагогическое общение
Потребность ребенка в общении с окружающими людьми проявляется с самого его рождения. Она состоит в стремлении человека к познанию самого себя и окружающих людей с целью саморазвития.
Человеческое общение напоминает своеобразную пирамиду, состоящую из четырех граней. Мы обмениваемся информацией, взаимодействуем с другими людьми, познаем их и, вместе с этим, переживаем собственное состояние, возникающее в результате общения. Общение можно рассматривать как способ объединения индивидов, и как способ их развития. Содержанием общения, которое служит воспитательным целям, является передача от человека к человеку полезной информации, на основе которой люди могут формироваться и развиваться как личности. Эта информация включает ценности, нормы и формы поведения, оценки и представления, идеалы, цели и смысл жизни. На всех стадиях развития поведения, деятельности и отношения ребенка к миру и к самому себе связано с общением со взрослыми.
Отношение к другим людям составляет основу человеческой жизни. По
словам С.Л. Рубинштейна, сердце человека соткано из его отношений к другим людям; с ними связано главное содержание психической, внутренней жизни человека. Именно эти отношения рождают наиболее сильные переживания и поступки. Отношение к другому является центром духовно – нравственного становления личности и во многом определяет нравственную ценность человека.
Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте. Опыт первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей.
Общение с взрослым имеет исключительное значение для ребенка на всех этапах детства. Но особенно важным оно является в первые семь лет его жизни, когда закладываются все основы личности и деятельности растущего человека. Причем чем меньше ребенку лет, тем большее значение для него имеет общение с взрослыми. Взрослый должен давать ребенку образцы того общения, которым тот еще не владеет.
А. С. Макаренко подчеркивал необходимость для педагога овладевать техникой педагогического общения: «Нужно уметь читать на человеческом лице. Ничего хитрого, ничего мистического нет в том, чтобы по лицу узнавать о некоторых признаках душевных движений. Педагогическое мастерство заключается в постановке голоса и в управлении своим лицом… Я сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить «иди сюда» с 15-20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса».
В последнее время взрослые все чаще замечают, что дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Такие дети не могут обратиться по собственной инициативе к другому человеку, не могут поддержать и развить установившийся контакт; не умеют согласовывать свои действия с партнером по общению, поэтому часто конфликтуют с ним, или замыкаются в одиночестве. Однако общительность, умение контактировать с окружающими людьми – необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности к нему окружающих. Формирование этой способности – важное условие нормального психического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Главным в мире ребенка остается Взрослый и именно Он оказывает сильное влияние на взаимодействие ребенка со сверстниками.
При положительных взаимоотношениях со взрослым ребенок доверительно относится к нему, легко вступает в контакт с окружающими детьми и другими взрослыми.
И, напротив, отчужденное отношение взрослого к ребенку значительно снижает его социальную активность; ребенок замыкается в себе, становится скованным, неуверенным, всегда готов расплакаться или начинает фрустрировать. Порой у ребенка даже появляется агрессивность по отношению со сверстниками.
В большинстве существующих программ главным методом социально-эмоционального воспитания дошкольника является усвоение моральных норм и правил поведения. На материале сказок, рассказов или драматизации дети учатся оценивать поступки героев, качества персонажей, начинают понимать, «что такое хорошо и что такое плохо». Предполагается, что такое понимание вызовет соответствующее действие.
Другой формой нравственного воспитания является организация совместной деятельности дошкольников – игровой или продуктивной. В этих методах дети строят общие дома, вместе рисуют картинки или разыгрывают сюжеты. Предполагается, что в такой совместной деятельности дети учатся согласовывать свои действия, сотрудничать, вырабатывают навыки общения.
Наиболее распространенным методом формирования социальных и нравственных чувств являются осознание эмоциональных состояний, своеобразная рефлексия, обогащение словаря эмоций, овладение своеобразной «азбукой чувств». Основным методом воспитания нравственных чувств, как в отечественной, так и в зарубежной педагогике и психологии являются осознание ребенком своих переживаний, познание себя и сравнение с другими. Предполагается, что, ребенок, уверенный в себе, хорошо понимающий свои переживания, легко может встать на позицию другого и разделить его переживания, но эти предположения оправдываются не всегда.
Нельзя в формировании нравственных чувств детей не указать на нарушения во взаимоотношениях «ребенок – родитель», поскольку семья - первое и основное звено, которое связывает жизнь ребенка с общественной средой. Причины искажения родительских отношений (педагогическая и психологическая неграмотность родителей; ригидные стереотипы воспитания; личностные проблемы и особенности родителя, вносимые в общение с ребенком; влияние особенностей общения в семье на отношения родителя с ребенком) могут быть предупреждены или исправлены с помощью психопрофилактики и психокоррекции в родительских группах.
Специфическими эффектами работы в родительской группе могут являться повышение их сенситивности к ребенку, выработка более адекватного представления о детских возможностях и потребностях, ликвидация психолого-педагогической неграмотности, продуктивная реорганизация арсенала средств общения с ребенком.
Моя профессия – педагог. Это, прежде всего, знающий и глубоко понимающий ребенка человек, разбирающийся не только в общих закономерностях и в возрастных особенностях психического развития детей, но также и в индивидуальных вариациях этих особенностей. Нередко в своей работе приходиться в общих чертах ориентироваться и в психологии взрослых, понимать и оценивать позицию, занимаемую взрослым по отношению к ребенку, анализировать их совместную деятельность.
Я считаю, что все дети в нашей стране должны быть счастливы. Это возможно только при условии подлинного личностного развития каждого ребенка в том числе за счёт положительных взаимоотношениях детей со взрослыми. Дети должны не только чувствовать себя счастливыми, но и иметь все основания для этого чувства.