Подвижные игры как средство развития познавательных процессов дошкольников.

Автор:Малышева И.А.
Дата публикации:17.12.2013
Просмотров:12707

Подвижные игры как средство развития познавательных процессов дошкольников

 

 

 

Малышева И.А.,

 

старший воспитатель МБДОУ детского сада № 402 «Золотая рыбка»

 

г. Нижнего Новгорода

 

 

Каждому периоду детства соответствует свой особый вид деятельности, который в психологии принято называть «ведущим», влияющем на все аспекты развития в каждом конкретном периоде. В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности становится игра, потому что именно она вызывает качественные изменения в психике ребенка.

 

Нельзя не согласиться с мнением целого ряда психологов и педагогов, считающих, что подвижная игра имеет огромные возможности в плане развития познавательных процессов людей различных возрастов, в том числе и дошкольников.

 

Особенность подвижных игр состоит в том, что они представляют универсальный вид физических упражнений. Занятия ими оказываю влияние одновременно на двигательную и психическую сферу занимающихся. Выбор поведения в постоянно меняющихся условиях игры предполагает широкое включение механизмов сознания в процесс контроля и регуляции. В результате увеличивается сила и подвижность нервных процессов, совершенствуются функции регуляции деятельности всех систем организма корой головного мозга и центральной нервной системой.

 

Одновременно совершенствуются восприятие и реагирование, так как особенность подвижных игр состоит в мгновенной ответной реакции ребенка на сигнал «Беги!», «Стоп!» и т.д. Вместе с ними развиваются способности к анализу и принятию решений, что положительно отражается на формировании оперативного мышления и умственных процессов вообще.

 

Диапазон применения подвижных игр поистине безграничен. С первых лет жизни и на протяжении всего детства игре отдается явное предпочтение перед всеми другими средствами физического воспитания. Подвижные игры можно использовать во всех формах работы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста:



    • в утренней гимнастике,
    • на физкультурных занятиях,
    • на прогулке,
    • на физкультминутках,
    • на физкультурных праздниках,
    • в самостоятельной двигательной деятельности детей.



Подвижные игры можно сгруппировать в соответствии с оценкой их влияния не только на развитие физических качеств, но и на формирование структурных единиц психики:



    • памяти – слуховой, моторно-слуховой, зрительной;
    • воображения – творческого, воссоздающего, а также оригинальности решения задач;
    • восприятия – степени развития наблюдательности, объема и адекватности воспроизведения;
    • мышления – способности к анализу, сравнению и обобщению, наглядно-образного и логического;
    • внимания – произвольного, переключения, распределения и устойчивости.



Таким образом, сущность подвижных игр, как ведущего вида деятельности детей дошкольного возраста, сводится к следующему: ярко выраженная в подвижных играх деятельность различных анализаторов создает благоприятные возможности для тренировки функций головного мозга. Применение подвижных игр в организации физического воспитания дошкольников способствует развитию их познавательных процессов, а следовательно, положительным образом сказывается на подготовке детей к обучению в школе.

 

Примеры игр на развитие внимания



    • «Я – впереди»
    • «Не теряй пару»
    • «Меняемся местами»
    • «У кого больше»
    • «Будь внимательным»
    • «Не ошибись»
    • «Найди свой кубик»
    • «Быстро по местам»
    • «К своим флажкам»


Примеры игр на развитие мышления

 

    • «У кого больше»
    • «Не ошибись»
    • Выполнение упражнение с опорой на схемы



 

 

Примеры игр на развитие восприятия

 

    • «У кого больше»
    • «Не ошибись»
    • «Найди свой кубик»
    • «К своим флажкам»



Примеры игр на развитие воображения

 

    • «Стоп»
    • «Море волнуется раз»



___________________________________

 

* Примечание: игры взяты из книги Руновой М.А. «Движение день за днем»

Смотрите другие статьи

Автор: Александра Детское воровство. Что делать, если ребенок ворует?
Автор: Боброва Антонина Владимировна ДС № 164 "Весточка" АНО ДО "Планета детства "Лада" Моя педагогическая философия - педагогическое общение
Автор: Мубариева Юлдуз Рифовна, воспитатель Камско-Устьинского МДОУ №1 Полет на Марс
Автор: Дубова Татьяна Евгеньевна методист ясли - сада Выставки ясли - сад
Автор: Валяева Е. А., воспитатель, ДДИ № 28 г. Москва Сенсорное воспитание дошкольников с отклонениями в развитии
Автор: С. Лупан. Поверь в свое дитя. Обучение ребенка вычитанию
Автор: ФИЛИНА АЛЕНА НИКОЛАЕВНА РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП
Автор: Татьяна Как растить ребенка со склонностью к аллергии?
Автор: Волкова Елена Петровна Развитие интереса дошкольников к здоровому образу жизни через создание развивающей среды
Автор: неизвестен Диагностика готовности к школе