Развитие речи ребенка в 3 года
Чтобы Ваш 3-х годовалый малыш начал разговаривать, ему не обойтись без помощи взрослых, в первую очередь, мамы и папы. Начальный этап развития речи ребенка предполагает создание речевой среды, которая помогает ребенку пополнить пассивный словарь. По мнению психологов, к 3 годам у ребенка складывается переход от пассивного к активному словарю. Этот процесс происходит путем развития у ребенка речевого подражания, а также развитого слухового восприятия, моторики пальчиков, эмоциональности в общении со взрослым. Чтобы помочь ребенку овладеть активным словарем, психологи рекомендуют использовать следующие упражнения на развитие речи:
1.Игры и занятия направленные на развитие эмоционального общения малыша и взрослого:
со стихотворными текстами: детские пестушки, потешки, прибаутки ( «Сорока-белобока», «Ладушки», «Коза рогатая» и другие) игры-имитации стихотворных текстов;
подвижные игры-догонялки, соответствующие обстановке и возрасту ребенка;
с мячом, с воздушными шариками, с пальчиковыми куклами, с игрушками и предметами.
2. Игры на развитие слухового восприятия:
на развитие физического слуха;
При обучении детей дифференциации неречевых звуков, специалисты рекомендуют начинать со звуков природы, звуков, которые издают животные, затем переходить к бытовым звукам, транспортным шумам, звукам, которые издают игрушки и детские музыкальные инструменты. Безоговорочно, на развитие слухового восприятия влияет прослушивание музыкальных произведений, особенно классической музыки.
на развитие речевого слуха;
Даже если у ребенка хорошо развит физический слух, способность различать на слух звуки речи сама по себе не появляется. Речевой слух надо развивать, причем с младенчества.
Игры на развитие речевого слуха могут содержать задания на различение голосов знакомых людей, рассматривание картинок с проговариванием предметов, которые на них нарисованы, устные дидактические игры с мячом («Съедобное-несъедобное», «Слова наоборот», «Подбери пару»).
3. Игры и упражнения для развития моторики руки:
Физиологи доказали, что игры и упражнения с пальцами рук стимулируют умственную деятельность, двигательные импульсы пальцев рук положительно влияют на всю кору головного мозга ребенка, в том числе на «речевые зоны». Поэтому, развитие моторики пальцев помогают малышу лучше разговаривать, развивают мышление.
Массаж рук, занятие с предметами и материалами, творческий труд, пальчиковые игры – эти виды деятельности должны присутствовать в жизни малыша.
Общаясь с ребенком, не забывайте о культуре своей речи, пусть она будет богатой, эмоциональной, выразительной.