Режимные моменты в ДОУ
Ранний возраст – это в буквальном смысле начало. Ребенок только входит в мир отношений, он не опытен и очень доверчив. Наша задача – помочь ему сохранить эту доверчивость, полюбить тех, кто неустанно заботиться о нем, создать бодрое, жизнерадостное настроение – все это необходимо для всестороннего и гармоничного развития в последующие годы. В младшем возрасте решающее значение для правильного, всестороннего развития ребенка имеет состояние его здоровья.
Режим дня организует поведение детей, создает у малышей ощущения благополучия, вносит ритм в работу нервной системы. Изменение и необычность в режимных моментах, поможет детям с большим интересом делать зарядку, ходить на прогулки, проводить занятия.
Прием детей, осмотр, игры, утренняя гимнастика.
Прием детей воспитателем может осуществляться в группе, коридоре или на участке, секрет приема в том, что это не просто приветствие воспитателя и воспитанника, а приветствие – загадка. Ребенок может пройти по лабиринту, выполнить определенные задачи: пройти по мостику, кочкам - следочкам, пройти по змейке (заранее приготовленный воспитателем), перепрыгнуть через скакалку и только потом поприветствовать воспитателя и детей. Воспитатель должен обеспечить условия для разнообразного и интересного приветствия. Для этого систематически меняется оборудование, вносит новые (или уже позабытые) задания, которые будут способствовать возникновению игровых или творческих замыслов у детей. Далее воспитатель проводит зарядку. При этом воспитатель становиться сказочным героем и занимается вместе с детьми и, при необходимости, поправляет, корректирует выполнение упражнений детьми. Казалось бы все одно и тоже, но такие простые примы приветствия помогают поднять настроение и заинтересовать ребенка.
Подготовка к прогулке, прогулка.
Прежде чем отравиться на прогулку необходимо навести порядок в группе: собрать игрушки и расставит их по местам. Но не все дети собирают игрушки и расставляют их по местам. Здесь воспитатель может распределить задания: кто-то собирает кубики, другая группа мячи и т.д. Перед одеванием воспитатель напоминает детям правила поведения в раздевальной комнате. В данном режимном моменте воспитатель формирует у детей навыки одевания и культуры поведения при одевании, решает широкий круг образовательных задач: название одежды и ее назначение, название деталей одежды и активизация словаря на тему «Одежда».
Организация прогулки
В процессе прогулки воспитатель способствует организации детьми интересной и разнообразной деятельности. На свежем воздухе можно организовать не большой пикник т.е. дети накрывают стол, расставляют посуду (все оборудование приготовлено заранее). Во время прогулки у воспитателя есть возможность понаблюдать за содержанием игр и взаимоотношениями детей и скорректировать их при необходимости. Перед уходом с прогулки дети приводят участок в порядок, собирают выносной материал. ВАЖНО! Напомнить детям о чистоте, что нельзя сорить и разбрасывать мусор. В раздевалке воспитатель следит за процессом переодевания и прививает детям бережное отношение к вещам и навыки аккуратности.
Подготовка ко сну, дневной сон
После обеда не нужно сразу укладывать детей спать. Обычно мы читаем сказки, но можно спеть колыбельную. Детям больше нравиться слушать песенку, чем сказку. Обстановка в спальне должна быть спокойной и расслабляющей можно включить релаксацию. Нельзя говорить детям, что мы идем спать, просто мы идем полежать на своих подушечках. Нужный настрой, положительное отношение к дневному сну помогут создать благоухающая лампа или ароматизированные свечи. Так мы покажем ребенку свою любовь и заботу, создадим умиротворенное настроение, способствующее хорошему сну. Подъем проводиться постепенно, по мере пробуждения детей. Закаливающие процедуры обязательно нужно согласовывать с медсестрой и родителями воспитанников. После сна дети закрепляют навыки самостоятельного одевания, а воспитатель помогает им при необходимости. Продолжается работа по воспитанию аккуратности, самостоятельности.
Игры, прогулка, уход детей домой.
Вечерняя прогулка организуется аналогично утренней. Обязательно при встрече с родителями, необходимо продемонстрировать работы детей. Кроме того воспитатель информирует родителей о проблемах, возникших у ребенка, и способах их решения, дает консультациипо интересующим родителей вопросам. ВАЖНО! Сначала положительное, потом отрицательное. Каким бы ни был ребенком, сколько бы неудобств он не доставлял, но положительное найти нужно обязательно и похвалить в присутствии родителей. И только потом о проблемах. Отдельно стоит обратить внимание на уход ребенка из детского сада. Ребенок должен не забыть о правилах хорошего тона, а именно попрощаться (можно на двух языках) с воспитателем и детьми группы.
Все режимные моменты проходят в игровой форме, все приемы обеспечивают динамичность, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельной деятельности.
Литература
- Величко С.Н., Светличная Т.Н. Мы выходим на прогулку. Младший дошкольный возраст. «Келешек» 2030.