Звуки С-Ш

Автор:Кудрявцева Светлана Николаевна
Дата публикации:22.11.2011
Просмотров:10700

Тема занятия. Звуки  С – Ш.


Цели занятия.



  • ·         Совершенствование фонематических процессов:


- развитие неречевого гнозиса,


- развитие способности выделения заданных звуков на материале слов;



  • ·         Отработка плавного, длительного ротового выдоха;

  • ·         Дифференциация звуков С – Ш в собственном произношении (изолированно, в слогах, словах, короткой фразе);

  • ·         Работа над интонационной выразительностью речи;

  • ·         Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия, общей и мелкой моторики;

  • ·         Развитие эмоционально-волевой сферы ребёнка: воспитание самостоятельности, сосредоточенности, усидчивости; развитие воображения, познавательной активности.


Оборудование: компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» (автор Л.Р. Лизунова, Пермь, 2005), игрушка Тигрёнок, ручное зеркало.


 


Ход занятия.


 


I. Организационный момент.


 Сегодня Тигрёнок нам предлагает отправиться в страну Правильной речи, где мы будем слушать, узнавать и произносить разные звуки.


 


II.  Развитие неречевого слухового гнозиса (Блок «Фонематика», модуль «Звуки»).


               Раз, два, три, четыре, пять,


               Начинаем мы молчать


               И спокойно слушать звуки.


1. Собирались музыканты


    На зелёный на лужок.


    Сколько музыкантов,


    Столько и талантов.


«Музыка»: прослушать звучание муз. инструментов и определить, какой инструмент прозвучал в настоящий момент.


    2.  Все живые существа тоже издают звуки. Однажды на лесной поляне собрались разные звери и птицы и решили показать друг другу, как они хорошо умеют петь.


 «Кто живёт в лесу?»: прослушать голоса животных и птиц и определить, чей голос сейчас прозвучал.


    3. И люди также произносят звуки.


«Звук А»,   «Звук О»: ход упражнения и принцип выполнения задания аналогичны предыдущим.


Покажи, как заплакала девочка, как вздыхала бабушка и т.п.


 


III. Дифференциация звуков С – Ш.


  1. Артикуляционная гимнастика.


Мы сегодня будем учиться красиво произносить звуки, но для этого давай сначала потренируем наши губы и язык. Научи Тигрёнка выполнять эти упражнения.


 - Улыбнись ему приветливо («Улыбочка»),


 - Похвастайся своими зубками («Забор»),


 - Тигрёнок очень любит круглые бараночки («Колечко»),


 - и сладкое печенье («Лопатка»),


 - Всё это он ест с вкусным вареньем («Вкусное варенье»),


 - и запивает чаем из чашечки («Чашечка»),


 - а потом чашечку моет и убирает в шкафчик (завести «чашечку» за верхние зубы),


 - После еды надо обязательно почистить зубы («Чистим зубы»).


  2. Теперь можно поиграть в поле и подуть на одуванчики. (Блок «Просодика», модуль «Дыхание», упражнение «Одуванчики»).


   3. Звуки С – Ш.


а) выделение звуков из слов.


   Тигрёнку очень понравились эти упражнения, и он на занятие к нам привёл сегодня два звука. Отгадай, какие. Один звук слышится в начале слов, которые я сейчас назову: санки, сок, сумка, сын. (Звук С.)  Другой звук – в конце всех слов: наш, душ, мышь, ковш. (Звук Ш.)


б) характеристика звуков по артикуляционным признакам (перед зеркалом).


  - губы, положение языка, выдыхаемый воздух (тёплый или холодный),


  - блок «Звукопроизношение» (мультипликационный вариант): заставь улиточку улыбнуться.


в) дифференциация звуков С – Ш  в изолированном произношении.


       Ф/минутка «В лесу».


Давай снова вернёмся в лес.


      Вокруг себя повернись


      И в лесу очутись.


Покажи, какие там большие деревья (поднять руки).


Подул холодный ветерок: с-с-с, закачались сосны (махать руками).


Подул тёплый ветерок: ш-ш-ш, зашелестели листья (шевелить пальцами).


Ветер затих.


    Вокруг себя повернись


    И снова на занятии очутись.


г) дифференциация звуков С – Ш в слогах. Пальчиковая гимнастика «Наденем перчатки».


 Что-то у меня после леса  замёрзли руки. Надо надеть перчатки, но не простые, а волшебные, говорящие: левая перчатка любит произносить звук С с разными гласными, а правая – Ш.


  Имитация надевания перчаток (на левую руку: са-со-су-сы-сэ; на правую руку: ша-шо-шу-ши-ше).


  Загибание пальцев то левой, то правой руки: са-ша, со-шо, су-шу, сэ-ше, сы-ши.


д) дифференциация звуков С – Ш в словах (Блок «Фонематика, модуль «Слова»).


  - «Животные» (назови животных, рассели их в два домика),


  - «Одежда» (назови предметы одежды, развесь их по шкафам).


е) дифференциация звуков С – Ш во фразе.


  Повторение рифмовки, сочинённой Тигрёнком:


Уш-уш-уш – слон с лисою съели душ.


 


IV. Итог занятия.


    Отличный результат,


    Тигрёнок очень рад.


    И счастлив логопед:


    Ошибок в речи нет.


 

Смотрите другие статьи

Автор: Екатерина Кирсанова Детям о патриотизме
Автор: Грехова Марина Геннадьевна ДС № 164 Речевое развитие старших дошкольников посредством экспериментально-исследовательской деятельнности.
Автор: Мейер Екатерина Геннадьевна Конспект совместной непосредственно образовательной деятельности по теме: «Весенняя прогулка за солнышком».
Автор: Сяилева Светлана Петровна Конспект открытого занятия по развитию исследовательской деятельности детей на тему: «ПОМОЖЕМ НЕЗНАЙКЕ» в средней группе
Автор: Лякина Наталья Александровна Большое космическое путешествие
Автор: Литвинова Сафия Усмановна МБУ д/с № 163 Проект: «Оптимизация взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах нравственного воспитания дошкольников».
Автор: Картира И.Ю. Конспект Интегрированной тематической прогулки &laquoКапелька воды&raquo
Автор: Литау Лилия Николаевна музыкальный руководитель ДС " Улыбка" г. Черногорск Сохранение здоровья ребёнка в процессе вокальной деятельности.
Автор: неизвестен МЕТОДИКА НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРЕАТИВНОСТИ
Автор: Сланска Елена Подбираем языковой лагерь для ребенка