Люблю берёзку русскую
Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме: « Люблю берёзку русскую». (на улице)
Воспитатель: Задорина Л.О.
Участники: дети старше - подготовительной группы.
Длительность: 25-30 мин.
Педагогический замысел: приобщать детей к русскому фольклору; дать знания о том, почему русский народ считает берёзу истинно русским деревом; закрепить внешние признаки берёзы; воспитывать чувства любви к Родине; учить видеть красоту родного края и любоваться им; закреплять желание беречь и сохранять природу.
Предварительная работа: заучивание р. н. песни «Во поле берёзка стояла», рассматривание иллюстраций о русской природе, рассматривание иллюстраций о русском быте, д/ и «В деревне», знакомство с русскими традициями, посещение экспозиций «Русского музея» и краеведческого музея « На берегах реки Ижоры».
Ход совместной деятельности:
Чтение р. н. песенки «Берёзонька»:
Берёзонька моя, берёзонька,
Берёза моя белая,
Стоишь ты, берёзонька,
Берёза кудрявая!
Посередь долинушки;
На тебе, берёзонька,
Листья зелёные,
Под тобой, берёзонька,
Травка шёлковая,
Близ тебя, берёзонька,
Красны девушки поют,
Под тобой, берёзонька,
Красны девушки венки плетут.
Воспитатель: О чём говорится в этой песенке? Как ласково называют берёзу? С давних времён русские люди любовались красотой берёзы, воспевали её в стихах и песнях; считали берёзу русским деревом; почитали её, сравнивали с девицей красной, олицетворяли её со светом, чистотой и плодородием. Воспевая русскую берёзу, имели в виду красоту русской природы.
Берёза выступала, как главная героиня праздничных ритуалов; берёзку украшали, как девушку; развешивали на её ветвях венки, пели возле неё особые песни. И мы сейчас споём русскую народную песню «Во поле берёза стояла». (хоровод вокруг берёзы).
Русские люди слагали о берёзе множество загадок. Например:
«Я нашёл древо, из этого древа четыре дела: первое дело – слепому подсвеченье; второе дело – нагому потешенье; третье дело – скрипячему поможенье; четвёртое дело – хворому полегченье». А разгадка такова: «слепому подсвеченье» - из берёзовой древесины делали лучины (показ картинки),которыми освещали избы,когда ещё не было электричества; «нагому потешенье» - из веток берёзы вяжут веники для бани; «скрипячему поможенье» - берёза даёт дёготь, им смазывали колёса у телеги; «хворому полегченье» - люди пьют целебный берёзовый сок.
Отгадайте ещё загадки:
На поляне девчонки
В белых рубашонках,
В зелёных полушалках.
Зелена,а не луг,
Бела, а не снег,
Кудрява,а без волос.
Стоят в поле сестрицы:
Платья белены,
Шапочки зелены.
Русская красавица
Стоит на поляне
В зелёной кофточке,
В белом сарафане.
Берёзку называли «юной девушкой», потому что у неё стройный ствол, гладкий и ровный.
Веточки тоненькие, их много, они свисают вниз как кудри девушки. На берёзе растут серёжки и девушки украшают уши серёжками.
Послушайте, как в своих стихах описывал берёзку русский поэт С.Есенин:
«И берёзы стоят, как большие свечки»… или
«Улыбнулись сонные берёзки,
Растрепали шёлковые косы.
Зелёная причёска,
О. тонкая берёзка,
Что загляделась в пруд»…. или такие строки
«Я навеки за туманы и росы
Полюбил у берёзы стан.
И её золотистые косы,
И холщёвый её сарафан»….
Современная детская поэтесса Ирина Токмакова пишет о берёзе так:
«Если б дали берёзе расчёску,
Изменила б берёза причёску,
В речку, как в зеркало, глядя,
Расчесала б кудрявые пряди она,
И вошло б у неё в привычку
По утрам заплетать косичку».
Вопросы к детям:
- Берёза - какое дерево: лиственное или хвойное?
- Почему лиственное?
- Какой формы листочки?
- Что есть у дерева? (корень, ствол, ветки, крона, почки, листья, серёжки).
- Где растут берёзы? (в лесу, парке, саду, на улицах города).
Игра с мячом (в кругу) «Берёза какая?» (тонкая, стройная, прямая, белоствольная, кудрявая, красивая и т. д.)
Речь с движением:
«Мы вокруг берёзы весело пойдём, (дети идут вокруг берёзы)
Руки вверх поднимем, (поднимают руки вверх)
Покружимся слегка. (вдох, встают на носочки, кружатся, выдох)
И подбросим листья вверх под облака. (делают движения, что берут листья и подбрасывают их вверх).
Вопросы к детям:
- Расскажите, почему важно беречь, сохранять, и любить природу?
- А как вы бережёте природу, что для этого делаете?
Человек – это часть природы. Мы не можем жить отдельно от природы. Она нас и кормит, и поит, и одевает; даёт нам воздух и жизнь на земле. Поэтому каждый из нас должен помнить, как мы природу сохраним так и будем жить.
II – часть – в вечерний отрезок времени- рисование «Стоит берёзка русская».