Самостоятельность и подготовка к школе.
Что такое самостоятельность, в чем она проявляется у старшего дошкольника?
Самастоятельность у старшего дошкольника проявляется в его умении и стремлении действовать без помощи взрослого, в готовности искать ответы на возникающие вопросы. Самостоятельность всегда связана с проявлением активности, инициативы, элементов творчества.
Чем отличается самостоятельный ребенок?
Это прежде всего ребенок, который в результате опыта успешной деятельности, подкрепленной одобрением окружающих, чувствует себя уверенно. Успешный личный опыт самостоятельных дел порождает у ребенка стремление проявить себя, попробывать свои силы в новых делах. Отсюда большая воспитательная ценность именно успешной самостоятельной деятельности, которая как бы внутри себя содержит источник самодвижения личности, подталкивающий ее на решение новыхновых задач. Поэтому "самостоятельный ребенок"-его характеристика всегда содержит оценку самостоятельности как преобладающей черты поведения, проявляющейся в разных сферах его деятельности.
Как сказывается уровень самостоятельности ребенка на школьном обучении?
Самостоятельность - развивающееся качество и как раз школьные годы являются периодом ее расвета. Но то, что заложенно в дошкольные годы, трудно переоценить. Именно в это время закладываются механизмы самостоятоятельности, развивается стремление к независимым и рультативным действиям. Не заглушить, а поддержать, укрепить, развить всем известное детское "Я сам" - задача взрослых.
Первоклассник, у которого не развита самостоятельность, испытыает в школе серьезные нервно-психические и практические перегрузки.Новая обстановка, новые требования вызывают у него чувство тревоги и неуверенности в себе. Привычка к постоянной опеке взрослого, исполнительская модель поведения, сложившаяся у такого ребенка в дошкольном детстве, мешают ему войти в общий ритм работы класса, делают его беспомощным при выполнении заданий учителя.
Советы родителям:
- Постоянно обогащайте знания и умения детей;
- Создавайте условия, побуждающие ребенка активно использовать имеющиеся знания и умения, воспитывайте интерес к самостоятельным действиям, регулярно предлагая новые, более сложные задачи, поощряя самостоятельность;
- Постоянно меняйте тактику руководства деятельностью ребенка: от прямых приемов(показ, объяснение) переходить к косвенным (совет, напоминание, аналогия), побуждать самостоятельность и самоконтроль;
- Тренеруйте волю ребенка, поддерживайте желание преодолевать трудности, доводить дело до конца ориентируйте на получение хорошего результата;
- Постоянно расширяйте область самостоятельности ребенка, раскрывайте перед ним новые возможности, показывайте рост его достижений, связывайте растущую самостоятельность с задачами будущего школьного обучения;
-Поддерживайте у ребенка чувство радости и гордости от успешных самостоятельных действий, стремление к самоконтролю и самоорганизаии.
Черты независимости от взрослого, которые преобретает ребенок при условии соответствующего воспитания в детском саду и в семье, умение относительно самостоятельно решать доступные задачи составляют предпосылки социальной зрелости, необходимой в школе.