Формирование количественных представлений старших дошкольников средствами методики Дж. Кюизенера
Формирование количественных представлений старших дошкольников средствами методики Дж. Кюизенера
В дошкольной дидактике имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного, в частности математического, развития мыслительные умения, и при этом на протяжении всего дошкольного возраста, дают немногие. Наиболее эффективным пособием являются палочки Дж. Кюизенера, разработанные бельгийским математиком для подготовки детей к усвоению элементарных математических представлений, а также развивают творческие способности, воображение, фантазию, способность к моделированию и конструированию, развивают логическое мышление, внимание, память, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели. Формирование элементарных математических представлений является средством умственного развития ребенка, его познавательных способностей[1].
Палочки Кюизенера, как дидактическое средство соответствует специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируемых у дошкольников, их возрастным возможностям, уровню развития детского мышления, в основном наглядно-действенного и наглядно-образного[2].
Упражнения с палочками Кюизенера целесообразно разделить на два этапа.
На первом этапе, палочки используются как сугубо игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками и палочками, создают различные конфигурации. Их привлекают конкретные образы, а также качественные характеристики материала — цвет, размер, форма.
На втором этапе палочки выступают уже как средство обучения арифметике. Пространственно-количественные характеристики не столь очевидны для детей, как цвет, форма, размер. Открыть их можно в совместной деятельности взрослого и ребенка. При этом взрослый не ограничивается внешним показом и прочтением готовых конфигураций, а дает возможность выбирать действие самому ребенку. Тогда игра будет радостным открытием нового. Ребенок быстро научится переводить (декодировать) игру красок в числовые отношения, постигать законы загадочного мира чисел.
Числовые фигуры, количественный состав числа из единиц и меньших чисел — эти неизменные атрибуты монографического метода, как, впрочем, и идея автодидактизма, оказались вполне созвучными современной дидактике детского сада. Палочки легко вписываются сейчас в систему предматематической подготовки детей к школе как одна из современных технологий обучения[3].
Приемы и методы работы над формированием количественных представлений с помощью палочек Кюизенера:
- Тренировать детей в индивидуальной форме или по несколько человек, небольшими подгруппами, игры и упражнения по формированию и развитию количественных представлений проводить в игровой форме;
- Использовать одобрения правильности действий и суждений детей, помощь детям осуществлять в косвенной форме;
- Одновременная подача упражнений на усвоение взаимосвязанных и противоположных понятий, действий, отношений;
- Осуществлять подбор упражнений, направленных на формирование количественных представлений, с учетом возможностей детей, уровня их развития, интереса к решению интеллектуальных и практических задач;
- Вводить игровые элементы в форме игровой мотивации для среднего возраста и в виде соревнования (кто быстрее составит, сделает, положит ...) для старших;
- Использовать инструкцию, объяснения, вопросы, словесные отчеты детей о выполнении задания, контроль, оценку;
- Использовать палочки в индивидуально-коррекционной работе с детьми, отстающими в развитии;
- Использовать палочки для выполнения диагностических задач по выявлению количественных представлений старших дошкольников[4].
Упражнения могут носить комплексный характер, позволяя решать одновременно несколько задач. Желательно в упражнении предусматривать перебор всех возможных вариантов решения задачи: составление «поездов» одинаковой длины из двух, трех, четырех и т.д. «вагонов», измерение одной и той же палочкой-меркой разных палочек, одинаковых палочек разными мерками-палочками, измерение простой и составной меркой (соответственно одной, а затем двумя такими же палочками) и т.д.
Подбор упражнений осуществляется с учетом возможностей детей, уровня их развития, интереса к решению интеллектуальных и практических задач. При отборе упражнений учитывается их взаимосвязь (наличие общих и постепенно усложняющихся элементов: способов действия, результатов) и сочетаемость с общей системой упражнений, проводимых с помощью других дидактических средств[5].
Таким образом, методика Кюизенера – универсальна, она не вступает в противоречие ни с одной из существующих методик, а наоборот, удачно их дополняет.
Палочки Кюизенера просты и понятны детям: они привыкают к ним еще в совсем раннем возрасте и уже воспринимают в качестве игрового материала, а не видят в них скучное заучивание чисел.
Помимо явной эффективности обучения методики, палочки Кюизенера задействуют еще и ряд пограничных областей: развивают мелкую моторику, зрительное и пространственное восприятие, стимулируют воображение, приучают к порядку.
Использование игр на основе палочек Кюизенера позволило разнообразить процесс формирования элементарных математических представлений и повысить интерес детей к образовательной деятельности.
Таким образом, игры с палочками Кюизенера целесообразно использовать для лучшего усвоения навыков по формированию элементарных математических представлений.
Список использованной литературы:
- Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду - М.: Просвещение, 1991. – 160с.
- Комарова Л.Д. Как работать с палочками Кюизенера?: Игры и
упражнения по обучению математике детей 5-7 лет. - М.: Гном и Д -
2006 - 64 с - . Нищева Н.В. Играйка. Игры и упражнения для формирования и развития элементарных математических представлений и речи у дошкольников. - СПб.: Детство-Пресс, 2003
- Баглаев Н. Логико-математическое развитие дошкольников: пути оптимизации / Баглаев Н. // Палитра педагога, 2002. - № 2. С. 12-14.
- В. П. Новикова, Л. И. Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» Для работы с детьми 3 – 7 лет. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2013.