Упражнения по развитию речи с элементами ТРИЗ для детей 5-7 лет
Упражнений для развития речи
с элементами ТРИЗ для детей 5-7 лет.
«Объяснялки»
Перед детьми изображения яблони и ложки. Задача детей составить объяснение (цепочку-рассказ), как от яблони перейти к ложке. Педагог начинает цепочку, дети продолжают.
Возможный вариант развития причинно-следственной цепочки.
- В саду стояла яблонька, на которой …
- Висели вкусные и спелые яблочки.
- Яблочки были спелые и поэтому сами …
- Сами падали на землю.
- Так как яблочки падали, бабушка…
- Бабушка их собирала.
- Собрав яблоки, чтобы они не испортились, бабушка…
- Варила вкусное варенье.
- Варенье было вкусное, поэтому…
- Внуки ели его прямо ложками.
Можно предложить зарисовать получившуюся цепочку.
Проблемная ситуация.
Предложить детям объяснить смысл русской поговорки – «Что с воза упало, то пропало». После того, как дети выскажут свои мнения, педагог поясняет, что воз – это то, что везёт лошадка. Иногда лошадка перевозила воз сена, или мешки с мукой, или дрова. Впереди на возу сидел дед и управлял лошадкой. Дед смотрел вперед и не видел, что делается сзади. Если что-то с воза упадет, то оно так и останется лежать на дороге – пропадет.
- Хорошо это или плохо?
- Плохо, так как можно все растерять, что везешь.
Вторая поговорка – «Баба с воза – кобыле легче». Педагог поясняет, что баба – это бабушка, жена деда, а кобыла – это лошадка.
- Согласны вы с тем, что если баба с воза свалится, то кобыле будет легче? Почему?
- Баба тяжелая. Кобылка и так везет тяжелый воз. Ей станет легче, если баба с воза слезет.
- Получается, с одной стороны, «Баба с воза, и кобылке легче», а с другой стороны «Что с воза упало, то пропало». Если баба свалится где-нибудь на кочке, то она может пропасть. Что же нам выбрать? Нужно, чтобы и кобылке было нетяжело воз везти, и бабу потерять нельзя. Что мы можем придумать?
Игра «Продолжи историю».
Дети делятся на группы по 5-6 человек. Каждая группа по очереди выстраивается в ряд. Первый участник игры берет в руки мячик или мягкую игрушку, которую передает по ходу игры своему соседу. Первому участнику игры педагог говорит фразу, которую ребенок должен повторить и продолжить, объяснив, почему это событие произошло, и при этом передав мяч соседу. Сосед берет мяч, повторяет объяснение предыдущего участника игры и придумывает к нему свое объяснение и т.д.
Пример цепочки:
- Бабушка испекла пирог с земляникой.
- Бабушка испекла пирог с земляникой потому, что дети собрали целую корзинку.
- Дети собрали целую корзинку потому, что набрели на земляничную поляну.
- Набрели на земляничную полянку потому, что утром ходили в лес.
- Утром ходили в лес потому, что живут у бабушки на даче
И т.д.
Упражнение в составление предложений.
Перед детьми в одном столбике изображения инструментов, во втором - изделий, к которым можно применить данные инструменты. Необходимо подумать и провести стрелочки от инструментов к изделиям. Затем составляются предложения с получившейся парой. Например: нож – булка. Ножом можно резать булку.
Игра «Хорошо-плохо».
Перед детьми предметные картинки: роза, мороженое, велосипед, компьютер. Педагог поочередно показывает детям картинки. Рассмотрев их, дети высказывают свои мнения по каждому объекту, что в нем хорошего, и что плохого. Например:
- В розе хорошо то, что она красивая и вкусно пахнет.
- Ее можно дарить в подарок, и это доставит людям радость.
- А плохо в розе то, что у нее шипы. Можно больно уколоть руку.
- Мороженое вкусное, и это очень хорошо.
- Оно охлаждает в жаркий день.
- Плохо – может заболеть горло.
- Если большой холодный кусок попадет на зуб, может заболеть зуб.
И т.д.