Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет) по теме
Образовательная программа «Развитие» (Авторы: О.М. Дъяченко, Н.Ф. Астаськова, В.В. Брофман, А.И. Булычева, Н.С. Варенцова, Е.В. Горшкова и др.).
Возрастная группа: старшая (5-6 лет)
Вид (разновидности) интегрированной деятельности детей:
- коммуникативно-познавательная;
- литературно-познавательная;
- музыкально-коммуникативная
Содержание деятельности детей (дидактические единицы):
- снег, зима, приметы зимы;
- однокоренные слова
- рассказ, части рассказа (начало, середина, конец)
Задание для совместной деятельности детей (вид, способы предъявления и способы представления решения):
Задание (действие и его содержание) |
Способ предъявления задания |
Способ презентации результатов выполнения задания |
1. Представление команды «Визитная карточка»
|
Устный: Педагог приглашает команды для представления своей команды и приветствия команды соперников |
Устная (словесная) самопрезентация команды |
2. Загадывание загадки о зиме
|
Устный (словесный): Педагог загадывает командам загадку |
Устный (словесный) ответ: Участники команды, посоветовавшись друг с другом, отвечают на заданный вопрос.
|
3. Разминка Дидактическая игра «Подбери слово по модели»
|
Карточки с буквенно-цифровой и информацией: Педагог предлагает детям подобрать как можно больше слов о зиме по заданной схеме |
Ответ с использованием букв в карточке: Участники команды, сопоставляя буквенную информацию на карточке по очереди называют слова о зиме |
4. Дидактическая игра «Кто больше придумает новых слов»
|
Карточки с буквенно-цифровой и информацией: Педагог предлагает командам придумать как можно больше новых слов от слова «снег»:
|
Ответ с использованием букв в карточке: Участники команды, сопоставляя буквенную информацию на карточке по очереди называют придумывают слова от слова «снег» и озвучивают получившиеся варианты однокоренных слов. |
5. Домашнее задание «Покажи физкультминутку о зиме или снеге»
|
Устный: Педагог предлагает участникам команд прослушать рассказ и ответить на вопросы. |
Ответы на вопросы: Дети прослушивают рассказ и отвечают на вопросы педагога |
6. Беседа про прочитанному произведению Н. Калининой «Про снежный ком» «Кто внимательнее?» |
Устный: Педагог предлагает участникам команд прослушать рассказ и ответить на вопросы. |
Ответы на вопросы: Дети прослушивают рассказ и отвечают на вопросы педагога |
7. Пересказ в тройках «Лучший рассказчик» |
Повторное чтение: Педагог повторно зачитывает детям рассказ и приглашает по 3 участника из каждой команды на соревнование «Лучший рассказчик». |
Пересказ прочитанного произведения: Участники команды пересказывают рассказ в тройках (начало, середина, конец) |
Интеграция задач ОО.
1. О.О. «Коммуникация»:
- Развивать понимание детьми возможности подбирать разные слова со сходным значением и формировать умение использовать их в своей речи
- Совершенствовать умение из ряда слов выбрать словообразовательную пару.
- Развивать умение строить сложные предложения при пересказе текста
- Учить при пересказывании рассказа связно, последовательно и выразительно передавать текст без помощи взрослого
- Стимулировать умение обсуждать проблему, вести диалог, учитывая мнение партнера.
- Упражнять в умении представлять свою позицию, высказывать свои предложения, просьбы, советы в тактичной форме.
- Развитие свободного общения с педагогом и детьми
- Совершенствование умения ясно и последовательно выражать свои мысли
2. О.О. «Познание»:
- Формировать умение подбирать слова по заданной модели.
- Отрабатывать умение выполнять действия в соответствии с наглядным алгоритмом.
3. О.О. «Социализация»:
- Развивать стремление выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства.
- Развивать интерес к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности, учить инициировать общение и совместную деятельность, вежливо откликаться на предложение общения, совместной игры, занятия со стороны других людей; взаимодействовать с ними в различных видах деятельности.
- Развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, доводить начатое дело до конца, выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать хорошему примеру.
4. О.О. «Чтение художественной литературы»
- Формирование целостной картины мира при знакомстве с различными жанрами художественной литературы (рассказом)
- Формирование умений выстраивать развернутые ответы на вопросы по содержанию прочитанного.
5. О.О. «Физическая культура»:
- Совершенствовать умение выполнять разные варианты действий под музыкальное сопровождение.
Материалы и оборудование.
1. Стимульный материал:
- приглашение к участию - «снежный ком»,
- символика КВН-команд;
- призы победителям (памятный подарок - новая электронная игра «Читаем сами»)
2. Материалы для деятельности детей:
материалы для представления заданий и результатов деятельности:
- стулья для участников;
- доска
- конверты с кружками для оценивания
- модуль для цифровой фоторамки
материалы для преобразования и трансформации:
- загадка
- рассказ Н. Калининой «Про снежный ком»
- вопросы по прочитанному произведению
материальные средства для деятельности детей:
- эмблемы команд
- аудиозаписи для демонстрации физкультминуток
- книжка-самоделка по рассказу Н. Калининой «Про снежный ком»
3. Дидактический материал:
- конверты с кружочками для оценивания работы
- наглядные схемы для составления слов
- наглядные (условно-символические) алгоритмы деятельности (по соблюдению правил поведения в команде)
- наглядные (условно-символические) алгоритмы деятельности (по составным частям рассказа)
4. Оборудование (техническое обеспечение) деятельности детей:
- цифровая фоторамка с фотографией зимнего пейзажа
- магнитофон
- электронная дидактическая игра «Читаем сами»
Конструктор совместной деятельности педагога и детей (НОД)
Этап |
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
мотивациионно-целевой |
Формирует суть предстоящего мероприятия, кратко описывает произошедшее в группе в данный момент - «Ребята, сегодня утром в группе появилась коробка с эмблемами от Феи Веи. Наверное, она хочет, чтобы мы показали ей и друг другу свои творческие, интеллектуальные и практические знания, умения и навыки». Фиксирует внимание на осмысление данного мероприятия: - «Как вы думаете, мы сможем порадовать фею и показать наши достижения?» Мотивация на осуществление деятельности и ее содержание: - «Мы с вами уже очень много знаем и умеем о зиме и можем посоревноваться друг с другом. У нас уже есть эмблемы для команд, осталось только придумать для них название и девиз. Что нам еще надо сделать?» Определение (принятие) цели деятельности: - «Предлагаю построиться в команды и выбрать капитана. |
Осознают суть данного мероприятия. Присваивают суть данного мероприятия. Решают, могут ли они быть участниками КВН, что на данный момент у них сделано, что могут сделать еще. Концентрируются на поиске решений в своей деятельности. Решают данную проблему, выбирают капитана команды, придумывают название команде и девиз |
содержательно-деятельностный |
Вовлекает детей в процесс совместной деятельности. Предлагает конкурсные задания по теме Организует деятельность детей в соответствии с выбранными ролями («артисты», «капитан», «болельщики», «зрители», «жюри»). Организует взаимопомощь друг другу и предлагает помощь взрослого (педагога). Осуществляет контроль правильности выполнения задания (в зависимости от цели задания). |
Проявляют интерес, активность, высказывают свое отношение к деятельности. Выполняют действия по решению конкурсных заданий. Согласовывают взаимодействие друг с другом в процессе совместной деятельности. Осуществляют самоконтроль правильности выполнения задания (в зависимости от цели задания). |
оценочно-рефлексивный |
Побуждает детей к итогу проделанной работы «Молодцы, ребята! Вы очень хорошо потрудились. И в нашей группе появились конверты с эмблемами команд».
Оценка результатов, подведение итогов КВН-игры, оглашение результатов игры: - «Молодцы, ребята вы сегодня показали блестящие знания о зиме, отличные результаты при пересказе рассказа, показали, как надо вести и работать в команде. Фея Вея, думаю поселится в нашей группе уже очень скоро» |
Оценивают свою деятельность и возможности, подсчитывают кружки из конвертов. Радуются появлению в группе новой игры и скорому появлению долгожданной Феи Веи |
Методы и приемы:
1. Конкурс «Визитная карточка». Представление команд друг другу
Команда «А» (девочки)
Девиз команды «А»: «Учение свет, а не учение тьма».
Команда «Я» (мальчики)
Девиз команды «Я»: Грамоте учиться-всегда пригодится».
2. Чтение загадки о зиме:
***
Наступили холода.
Обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет,
Кто знает,
Когда это бывает? (Зимой)
3. Конкурс «Разминка»
3.1. Дидактическая игра «Подбери слово по модели»:
Материал к игре: наглядная схема
------ АЯ?
|
3.2. Дидактическая игра «Кто больше придумает новых слов»:
Материал к игре: наглядные схемы
1.СНЕГ-----ТО? |
2. СНЕГ----ЕТ? |
Примерные слова, составленные участниками команд:
Снегурочка, снеговик, снегирь, снегири, снегоход, снегопад, снежок, снежинки, снегирята |
Идет, падает, тает, ложится, кружится, валит, вьется, сыплется, сверкает, летит, блестит, тает |
4. Домашнее задание «Покажи физкультминутку о зиме или о снеге»
Примерный текст физкультминутки о снеге:
Текст |
Действия детей |
Один, два, три, четыре Мы с тобой снежок слепили Круглый, крепкий, очень гладкий. И совсем-совсем не сладкий. Раз - подбросим. Два - поймаем. Три - уроним. И...сломаем. |
Считают пальцы, загибая «Лепят», меняя положение ладоней Показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую Грозят пальцем Смотрят вверх, подбрасывают воображаемый снежок Приседают, ловят воображаемый снежок Встают, роняют воображаемый снежок Топают. |
5. Конкурс капитанов. Беседа про прочитанному произведению Н. Калининой «Про снежный ком» - «Кто внимательнее?»
Текст с рассказом Н. Калининой «Про снежный ком»
Примерные вопросы для беседы:
- О чем говорится в этом рассказе?
- Что делали ребята во дворе?
- Что случилось со снежным колобком?
- Что Вам особенно понравилось в рассказе?
- Про какое свойство снега забыл Алеша?
6. Конкурс БРИЗ. Пересказ в тройках «Лучший рассказчик»
Материал для пересказа: алгоритм для пересказа.