Взаимодействие детского сада с семьей, как условие развития личности ребенка
Что такое семья ?... Смысл этого понятия трудно уловим, ибо семья эта та реальность, в которой мы существуем. А поскольку мы в ней, нам трудно назвать и объяснить, что это такое.
К. Деглер
За многовековую историю человечества сложилось две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Сегодня уже не ведется спор о том, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание (детский сад, школа, другие образовательные учреждения). Современная наука единодушна в том, что без ущерба для развития личности ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку его сила и действенность не сравнима ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием.
При всей универсальности и незаменимости семейного воспитания оно не обеспечивает всей полноты условий для гармоничного и разностороннего развития личности, поэтому речь идет не о замене семейного воспитания общественным или наоборот, а об их взаимодополняемости в созидании личности ребенка, о сотрудничестве родителей и профессиональных педагогов.
Психологические обследования детей, поступающих в первый класс, показали, что те из них, кто воспитывался только в семье, уступают по ряду важнейших параметров психологической готовности к обучению в школе своим сверстникам, посещающим дошкольное учреждение. Даже принимая во внимание многие недостатки современного дошкольного общественного воспитания, понимая необходимость реформирования и улучшения, нельзя не отметить, что в детском саду ребенок приобретает опыт общения, навыки собственной инициативной деятельности, приобщается к культурным ценностям. Детский сад сохраняет субкультуру детства: естественным образом передает игровые традиции, способы самоорганизации, чего лишены многие современные дети, будучи единственными, у своих родителей и растущие в окружении взрослых. Современное дошкольное учреждение имеет возможность позитивно влиять на культурное поле семьи, рекомендуя книги для чтения, советуя посетить музеи, выставки, театры, знакомит с содержанием и методикой проведения домашнего детского праздника, дня рождения ребенка.
Эффективность семейного воспитания возрастает, если оно дополняется системой других воспитательных институтов, с которыми у семьи складываются отношения сотрудничества и взаимопонимания.
Вопросы взаимодействия образовательного учреждения с семьей волновали педагогов очень давно и связаны, прежде всего, с именем Я.А. Коменского, Ж-Ж. Руссо, Г. Песталоцци. Выдающиеся педагоги прошлого считали, что именно родители являются самыми главными воспитателями в дошкольном детстве. Но для того, чтобы они правильно воспитывали ребенка, педагоги должны предоставлять в распоряжение родителей пособия и дидактические материалы.
Современные психолого-педагогические исследования убедительно показывают, что родители испытывают серьезные трудности в обучении и воспитании детей. Их беспокоят непослушание, конфликтность, неуравновешенность, агрессивность ребенка-дошкольника, вызывают отчаяние его слабое развитие, не любознательность, пассивность, плохие успехи на занятиях в детском саду и многое другое. Но посмотрите в глаза обиженного ребенка! И вы увидите, что дети уже с ранних лет очень чутки ко всякой несправедливости, которую они склонны даже преувеличивать. Несправедливое отношение родителей воспринимается как глубокая обида, оно порождает зависть и оставляет осадок иногда на всю жизнь.
К сожалению не все взрослые понимают это.
На сложность эмоционально-личностоного мира детей и влияния на него взрослых обращали внимание многие ученые. Среди них А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, А.И. Захаров, B.C. Мухина, П.Я. Гальперин и др. Они полагали, что взрослым необходимо не только увидеть сам факт эмоционального переживания ребенка, но и установить его причину. Это непростая задача, поскольку зачастую переживания детей могут показаться взрослым беспредметными и немотивированными. Когда их видимые причины отсутствуют или не выступают явно, она, как правило, обнаруживается при тщательном анализе ситуации, предшествующей возникновению этих переживаний.
Так, в работах Г. Ананьева, М.Л. Лисиной, В.М. Слуцкого, Л.С. Выгодского, С.В. Рубинштейна и др. справедливо указывается, что детские страхи, тревожность, неуверенность в себе обусловлены социальными факторами и особенностями индивидуального развития детей.
Первичные поведенческие нарушения, делающие ребенка неприспособленным к общепринятым стандартам социальных требований и воспитательных подходов, служат источником непонимания, неприятия и недовольства со стороны окружающих. Отсюда многочисленные упреки, порицания, одергивания, окрики, моральные и физические наказания, требования вести себя так, как данному ребенку не под силу. «Он не может сидеть спокойно» - типичная жалоба взрослых, не замечающих неадекватности собственных требований, ибо бесполезно требовать от человека того, что он не в состоянии выполнить.
Чтобы детский сад стал реальной, а не декларируемой открытой системой, родители и педагоги должны строить свои отношения на психологии доверия. Успех сотрудничества во многом зависит от взаимных установок семьи ДС (В.К. Котырло, С.А. Ладывир). Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного взаимодействия на ребенка и доверяют друг другу. Родители должны быть уверены в хорошем отношении педагога к ребенку. Поэтому педагогу необходимо выработать у себя «добрый взгляд» на ребенка: видеть в его развитии личности, прежде всего положительные черты, создавать условия их проявления, упрочения, привлекать к ним внимание родителей.
В условиях открытого детского сада родители имеют возможность в удобное для них время прийти в группу, понаблюдать, чем занят ребенок, поиграть с детьми и т.п. Родители, наблюдая жизнь детского сада «изнутри», начинают понимать объективность многих трудностей (мало игрушек, тесная умывальная комната и др.), и тогда вместо претензий к педагогу у них возникает желание помочь, принять участие в улучшении условий в группе. А это - первые ростки сотрудничества.
Сотрудничество несовместимо с монологом, тем более поучением, морализированием, к чему, увы, тяготеют и современные педагоги, и многие родители, особенно критически относящиеся к дошкольному учреждению. Сотрудничество - это диалог, а диалог постоянно обогащает всех партнеров, всех участников. Овладевать искусством вести диалог предстоит обеим сторонам: и родителям, и педагогам. Еще одна линия взаимодействия на семью - через ребенка. Если жизнь в группе интересная, содержательная, ребенку эмоционально комфортно, он обязательно поделится своими впечатлениями с домочадцами.
В ДС № 164 «Весточка» с детьми подготовительной группы проводилась исследовательская работа по данной проблеме. Изучив теоретический аспект, мы определили следующую цель: проанализировать работу по взаимодействию детского сада с семьей и выяснить условия для полноценного развития личности ребенка старшего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели использовались методики:
Методика № 1. Наблюдение (со стороны)
Цель: выяснить взаимоотношения взрослого и ребенка в часы утреннего приема и во время ухода из детского сада, это позволит сделать вывод о приоритетах семейного воспитания, об отношении к дошкольному учреждению
Методика № 2. Наблюдение (включенное)
Цель: в совместном труде, игре, увидеть те стороны семейного воспитания, которые при внешнем наблюдении скрыты.
Методика № 3. Совместная игра с родителями
Цель: диагностика внутрисемейных отношений.
Методика № 4. Беседа
Цель: в ходе беседы получить необходимые сведения о принципах семейного воспитания.
Проводилась работа с педагогическим коллективом:
- Тренинг партнерского общения.
Цель: формирование навыков и установок эффективного общения. Развитие чувствительности в восприятии окружающего мира, других людей и себя.
- Консультация «Психогимнастика в работе с дошкольниками»
Проводилась работа с родителями:
- Цикл занятий по формированию позиции любящего взрослого: «Я тебя понимаю!»
Цель: обогащение эмоционального опыта родителей, развитие чувства эмпатии.
- Тренинг взаимодействия родителей с детьми
Цель: создание ситуации взаимодействия и сотрудничества, развитие вербальных и невербальных навыков общения, развитие социальной и «эмоциональной» компетенции ребенка. (Игра Г. Хорна).
- Консультации «Дисциплина разрушительная и созидательная. Репутация семьи».
В результате анализа теоретической и практической части становится очевидным, что взаимодействие ДС с семьей имеет очень большое значение для ребенка дошкольника. Это взаимодействие подчинено цели гармоничного развития ребенка через развитие семьи в целом. Для того чтобы взаимодействие осуществлялось в интересах развития личности ребенка-дошкольника, семья для воспитателей не должна выступать лишь как объект воздействия. Воспитатели должны понимать сами и объяснять родителям, что семья для дошкольника - жизненно необходимая среда, во многом определяющая путь развития его личности. Поэтому вовлечение родителей в орбиту педагогического процесса, их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно для развития их особенного ребенка.
Мы пришли к выводу, что участие родителей в жизни своих детей не только дома, но и в детском саду, а затем и в школе поможет им:
- Преодолеть собственный авторитаризм и увидеть мир с позиции ребенка.
- Относиться к своему ребенку как к равному себе и понимать, что недопустимо его сравнивать с другими детьми.
- Знать его сильные и слабые стороны и учитывать их. А это значит, что при поступлении в школу в самосознании ребенка не произойдет драматической смены самооценки. (В детском саду был умным, а в школе - неумеха).
- Проявить искреннюю заинтересованность в его действиях и быть готовым к эмоциональной поддержке.
- Понимать, что путем одностороннего воздействия ничего нельзя сделать. Можно лишь подавить или запугать ребенка. Если мы хотим добиться желаемого результата, необходимо чтобы ребенок сам захотел принять участие в работе. А для этого у взрослого с ребенком должны быть хорошие, доверительные отношения и искренне желание участвовать в его делах, радостях и горестях.
Так же следует помнить и учитывать родителям и педагогам следующее:
- В родителях и педагогах ребенок должен видеть людей готовых оказать ему личную поддержку и прийти на помощь.
- Педагогам - воспитывать в детях безграничное уважение к родителям, которые дали им жизнь и приложили много душевных и физических сил, для того, что бы они росли и были счастливыми.
- Родителям - внушать ребенку доверие к педагогу и активно участвовать в делах группы.
- Педагогам учитывать пожелания и предложения родителей, высоко ценить их участие в жизни группы.
- Родителям и педагогам изменить свое отношение к воспитанию и развитию детей и рассматривать их не как свод общих приемов, а как искусство диалога с конкретным ребенком на основе знаний психологических особенностей возраста, учитывая предшествующий опыт ребенка его интересы, способности и трудности, которые проявились в семье и образовательном учреждении.
- Родители и педагоги проникнутся чувством искреннего уважения к тому, что создается самим ребенком (рассказ, песенка, постройка и т.п.) Восхищаться его инициативой и самостоятельностью, что способствует формированию у ребенка уверенности в себе и своих возможностях.
- Родителям и педагогам - проявлять понимание, деликатность, терпимость и такт и не игнорировать его чувства и эмоции.
Мы уверены, что работа с родителями и педагогами направлена на то, чтобы защищать ребенка от некомпетентного или прямо негативного педагогического вмешательства. А участие пап и мам в воспитательно-образовательном процессе позволит повысить качество воспитания и образования детей, так как будет осуществляться в процессе совместной деятельности и заинтересованности в дальнейшем продвижении.
Используемая литература
- Арнаутова Е.П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. - М.,1994.
- Гребенников И.В. Основы семейной жизни: Учеб. пособие для студентов пед. институтов.- М.: Просвещение, 1991.-158 с.
- Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития: методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений/ Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина, СИ. Мусиенко-М.: Линка-Пресс, 2001. – 224 с.
- Дуброва В.П. Теоретико-методические основы взаимодействия детского сада с семьей: Учебное пособие.- Минск, 1997.
- Котырло В.К., Ладывир С.А. Детский сад и семья. - Киев, 1984.
- Обухова Л.Ф., Шаграева О.А. Семья и ребенок: психологический аспект развития. - М., 1999
- Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. - М., 1981