Знакомим детей дошкольного возраста с родословной семьи
Интерес к своим корням развивается в современном российском обществе, появляются даже общественные организации, занимающиеся изучением истории своих семей, например «Бабушкина забота» и др. Следует отметить, что за рубежом ведение родословной, создание семейных архивов — явление широко распространенное. Во Франции не так давно даже был издан президентский указ о том, что государство окажет всем гражданам страны помощь в составлении родословного древа.
Составление родословной, ее ведение являлось частью традиционной культуры многих народов России. Вновь актуальны и экономические основы ведения родословной.
В дошкольном детстве закладываются основы формирования чувства ответственности перед памятью своих предков. Оно имеет существенное педагогическое значение, несет в себе огромный нравственный потенциал для дальнейшего развития ребенка. В школьные годы часто стремление «не огорчить маму», «не опозорить свою фамилию, свой род» является более эффективным сдерживающим началом, нежели любые наказания или поощрения.
Понятие «родословная» можно определить как перечень поколений людей одного рода, устанавливающий происхождение и степени родства, с указанием о каждом представителе рода того, что его отличает. Существует два основных способа ее ведения — по восходящей и нисходящей линиям. Собственно родословная отражает отношения кровного родства. Восходящая прямая линия родства — это та, которая идет от данного лица, от нас с вами, к предкам. Запись поколений можно начать с себя. В таком случае себя и считают первым поколением, мать, отца — вторым, дедушек и бабушек — третьим и т.д. Называется такая родословная смешанной восходящей. «Смешанная» означает, что в родословную включают предков и мужского, и женского пола. «Восходящая» означает, что родословная восходит все к более и более отдаленным поколениям. Родословная, где в восходящих поколениях записываются только прямые предки мужчины, называется мужской восходящей родословной.
Составление родословной лучше всего начинать со смешанной восходящей родословной. Этот вид родословной можно составлять, опрашивая родственников, не обращаясь к архивам. Когда уже имеется смешанная восходящая родословная и установлен наиболее отдаленный предок, появляется возможность составить нисходящую родословную — самый распространенный и обычный вид родословной. Однако для ее составления необходимо обратиться к метрическим книгам, архивам. В составлении родословной могут помочь воспоминания, старинные адресные и справочные издания, научные издания о дворянских, купеческих родах и др. В нисходящую родословную включается гораздо большее число поколений, чем обычно сохраняется в памяти. В ней можно увидеть общую картину жизни и деятельности рода в течение столетий.
Родословную можно представить в виде дерева. Однако следует помнить, что родословное, или генеалогическое, древо — это мужская нисходящая родословная, но перевернутая. Она действительно напоминает разветвленное дерево. Имя родоначальника располагается на стволе дерева, имена его потомков — на разветвлениях и ветвях.
Родословную вовсе не обязательно оформлять в виде дерева. Существует достаточно много вариантов. Ее можно внести в таблицу, нарисовать в виде схемы. Родословные таблицы также могут отражать и восходящую, и нисходящую линии родства. Каждое поколение располагается на одной горизонтали, старшинство лиц в каждом поколении записывается слева направо. В исторической практике известны, помимо горизонтальных, круговые генеалогические таблицы. Как правило, это восходящие смешанные родословные.
Вышеизложенные сведения могут послужить основой материалов консультаций, стендов и папок для родителей в группе. К сожалению, традиция ведения родословной во многом утрачена, представления о ней в современном обществе весьма расплывчаты. Книг и материалов, посвященных этой проблеме крайне мало. А ведь педагог, который взял на себя смелость познакомить с родословной детей дошкольного возраста, должен заинтересовать родителей своих воспитанников, убедить их в необходимости такой работы.
Собственно, ознакомление дошкольников с родословной невозможно без взаимопонимания, тесного и постоянного контакта с семьями детей. Начать работу с родителями можно с проведения анкетирования или индивидуальных бесед, в ходе которых выявляется их отношение к данному виду деятельности, разъясняются цели и задачи. Чаще всего педагоги все-таки находят отклик и поддержку. Родителям, проявившим заинтересованность, можно порекомендовать почерпнуть более подробную информацию по составлению родословного описания в пособиях по вспомогательным историческим дисциплинам, включающим раздел, посвященный генеалогии, воспользоваться рукописью Н.Д. Можарова «Как начать составлять свою родословную».
Развитие компьютерных технологий в некоторой степени облегчает работу по составлению родословной. Существует большое количество программ, с помощью которых можно нарисовать схему родословной любой сложности, любого объема, оформить электронный вариант семейного альбома с фотографиями и поясняющими текстами к ним. Родителям можно посоветовать использовать компьютерные программы для составления родословной и семейного архива дома с детьми, например «Моя родословная».
Помимо того, что необходимо знать особенности усвоения детьми дошкольного возраста отношений родства, теоретические основы составления родословной, организовать просветительскую работу среди родителей, воспитатель должен уметь методически грамотно провести занятие.
Задача составления родословной неизбежно появляется в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с семьей, с ее составом, социальными ролями и родственными отношениями. Как известно, в дошкольном возрасте значительную роль в познании ребенком окружающего мира играет наглядно-образное мышление. Чрезвычайно важно, чтобы дети усвоили, что все семьи разные, что каждая из них уникальна и замечательна по-своему. Объяснить это можно, используя широкий спектр наглядных пособий: репродукции произведений живописи и графики, относящихся к жанру семейного портрета, модель кукольной семьи, плоскостные картонные изображения для фланелеграфа или магнитной доски. После того как воспитателем продемонстрированы возможные варианты состава семьи, у детей возникает потребность рассказать о своей семье, составить ее схему. Поэтому представляется вполне закономерным, если далее последует занятие, посвященное ознакомлению дошкольников с родословной.
Ребенок узнает о том, что он является не только членом своей семьи, но и представителем своего рода, даже нескольких родов. Детям можно объяснить, что род объединяет родственников, имеющих одну и ту же фамилию, такое определение более всего доступно пониманию дошкольников. Рассказ о своей семье, роде называется родословной. О своей семье, о своем роде можно рассказать и словами, и рисунком. Наиболее доступным для маленьких детей видом составления родословной является восходящая смешанная, которая включает родителей ребенка, бабушек и дедушек. В работе с детьми даже старшего дошкольного возраста не стоит употреблять термин «генеалогическое древо». Он довольно сложен для восприятия дошкольника. Напомним, что и сама восходящая смешанная родословная, по существу, никакого отношения к генеалогическому древу не имеет. Безусловно, нужно учитывать возрастные особенности детей, вряд ли дошкольнику будет интересно вписывать имена своих близких, или вклеивать их фотографии в скучные прямоугольники или овалы. Необходим образ. Воспитателю нужно заранее подготовить эскизы, показывающие возможные варианты рисунка схемы родословной.
Далее работа может строиться по - разному. Первый вариант предполагает выполнение детьми вместе с родителями задания нарисовать свою родословную. В процессе его выполнения очень важно участие и помощь педагога, советы, консультации для родителей. Затем на занятии организуется выставка рисунков родословной, дети рассказывают о своей семье, происходит обобщение знаний, развитие нравственных чувств, любви к своей семье, гордости за принадлежность к своему роду. Согласно другому варианту, дошкольники на занятии в детском саду изображают свою родословную, вписывая имена, вклеивая фотографии или рисуя портреты своих близких. После также можно организовать выставку и провести совместно с родителями досуг, посвященный семье, родословной.
Таким образом, работа по составлению родословной в детском саду нужна и для обеспечения преемственности со школьным обучением. Поиск своих корней в семье продолжается, и когда в школе ребенок будет составлять родословную, в ней уже может появиться шестое, седьмое поколение. Такая работа способствует установлению преемственности в широком смысле этого слова — преемственности поколений, исторического развития в целом.